ИОАСАФ
Том XXV , С. 183
опубликовано: 27 октября 2015г.

ИОАСАФ

(сер.- 2-я пол. XVI в.), агиограф, автор житий севернорусских святых, игум. Данилова мон-ря (В. О. Ключевский писал о невозможности указать, игуменом какого мон-ря был И.: Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского или переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы). Имя И. как автора приведено во 2-й редакции Жития свт. Никиты, еп. Новгородского, в которой описаны обретение мощей святителя и 25 чудес. Описание было составлено И. по повелению Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного), по-видимому, вскоре после 1558 г., когда по повелению архиерея были обретены мощи свт. Никиты. В Житие вошло Похвальное слово святителю, в к-ром говорится, что обретением мощей свт. Никиты «разгнася мгла ереси лукаваго Феодосия Косаго» (см. Феодосий Косой).

По-видимому, почти одновременно И. создал 2 произведения, посвященные прп. Стефану Махрищскому и его ученикам - священномученикам Григорию и Кассиану Авнежским. После 1560 г. И. по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы монастырь, где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. св. Варлаам (см. Варлаам, свт., еп. Суздальский и Тарусский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах. Игум. Варлаам, как позднее и И., воспользовался записями прадеда - монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана. И. доработал труд игум. Варлаама и создал Житие прп. Стефана (списки датируются XVI-XVII вв.). Ключевский отметил зависимость Жития прп. Стефана от житий преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

На основании рассказов игум. Варлаама, который по повелению царя Иоанна IV Васильевича в 1560 г. возобновил основанный святыми Григорием и Кассианом Авнежскими и прп. Стефаном Махрищским Авнежский в честь Святой Троицы мужской монастырь и собрал сведения о чудесах Авнежских святых, И. написал Сказание об обретении мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских с чудесами (известно в списках начиная с XVII в.). Сказание было составлено немного раньше Жития прп. Стефана, судя по словам автора в Житии: «...мне же, смиренному, преже написавшу о явлении мощей и о чудесах преподобных, иже на Авнеже...». Приведенные И. сведения о священномучениках Григории и Кассиане не вполне точны (в частности, агиограф сообщает, что святые были убиты в 1392, во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край, но в 1392 Вологодская земля не подвергалась разорению). В созданном И. Житии прп. Стефана также содержатся сведения о жизни и кончине Авнежских священномучеников. В нек-рых рукописях Сказания о священномучениках Григории и Кассиане Авнежских (напр.: РГБ. Троиц. № 635. Л. 39-110 об.) перед повествованием об обретении мощей святых и о чудесах помещен рассказ об Авнежских святых, дословно заимствованный из Жития прп. Стефана.

Архиеп. Филарет (Гумилевский) и Ф. Г. Спасский полагали, что перу И. принадлежит служба прп. Стефану. Имя И. упомянуто в службе Авнежским чудотворцам (древнейший список 60-х гг. XVI в. происходит из Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря - БАН. Арханг. Д. 159. Л. 546-552 об.; имя И. зашифровано в первых буквах тропарей 3-й и 4-й песней, о чем сообщается в списке службы РГБ. Ф. 304. № 624. Л. 483; см.: Ключевский. С. 279. Примеч. 2). Ключевский предположил, что И. был автором службы прп. Иакову Железноборовскому (Ключевский. Древнерусские жития. С. 279. Примеч. 2), но в заголовке службы в списке РГБ. Ф. 304. № 625 есть указание на то, что ее автор Иоасаф был игуменом Железноборовского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря.

В лит-ре встречается неверное отождествление И. с Иоасафом, еп. Пермским и Вологодским (1560-1570), к-рый по поручению митр. Макария в 1560 г. совершил обретение мощей одного из Авнежских священномучеников (останки др. святого были ранее утрачены). В Сказании о священномучениках Григории и Кассиане И. пишет о себе в 1-м лице как об иеромонахе и игумене и упоминает в 3-м лице Пермского и Вологодского еп. Иоасафа (РНБ. ОСРК. Q.I.1211. Л. 63-65 об., XVIII в.). Подписи еп. Иоасафа и «бывшего даниловского игумена старца (чернеца) Иоасафа» стоят под приговорной грамотой Земского собора от 2 июля 1566 г. об отказе польск. послам в заключении перемирия (СГГД. Ч. 1. С. 546, 555-556).

Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. № 133. С. 211; Некрасов И. С. Зарождение национальной литературы в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 32-34; Ключевский. Древнерусские жития. С. 265-266, 278-280; Верюжский. Вологодские святые. С. 86-134; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 136-137, 389-393, 543-544; Коноплёв Н., свящ. Святые Вологодского края // ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 23-34; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 131, 135-136; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 207-208; Белоброва О. А., Соколова Л. В. Иоасаф // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 407-408; Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. М., 1990. С. 200-215; П. Б. Иоасаф // Отеч. история: В 5 т. М., 1996. Т. 2. С. 364-365; Клыгин Д. Житие прп. Стефана Махрищского: История текста, церк.-ист. значение: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2000. Ркп.
А. А. Романова, Е. А. Рыжова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДРОНИК (Трубачёв Александр Сергеевич; 1952 - 2021), игумен
  • ДАМАСКИН (Орловский Владимир Александрович; род. 26 дек. 1949), игумен
  • ДОСИФЕЙ († после 1514), игум. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, агиограф
  • ИРОДИОН (Кочнев; † после 1545), игум. Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря, агиограф
  • МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария
  • АВКСЕНТИЙ († 1857), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни