[в миру Иоанн Владинтер; греч. ᾿Ιωάννης Βλαδύντερος] (Ɨ 1437), митр. Эфесский, визант. церковный дипломат и писатель. Хотя сведения о жизни И. чрезвычайно скудны, однако А. Коракидис (Κορακίδης. 1992. Σ. 21-63) убедительно показал, что дипломат Иоанн Владинтер «с Пелопоннеса» (PLP, N 2780) и «великий протосинкелл и иеромонах» Иоасаф, сведения о церковно-дипломатической деятельности которых содержатся в «Воспоминаниях» о Ферраро-Флорентийском Соборе Сильвестра Сиропула (Laurent. 1971),- одно и то же лицо.
И. род. в посл. четв. XIV в. на п-ове Пелопоннес и в молодом возрасте поступил на службу к морейским деспотам. И., владевший латынью, участвовал в ряде дипломатических посольств на Запад (в 1418 в Констанц, в 1419 и 1421 во Флоренцию). В 1423/4 г. принял монашество c именем Иоасаф, был рукоположен во иерея. В 1423-1431 гг. пребывал в К-польском мон-ре Продрома, в 1431 г. стал его настоятелем и оставался им до 1433 г., когда был возведен в сан митрополита Эфесского.
Сильвестр Сиропул сообщает, что И. входил в состав посольств к папам Мартину V и Евгению IV, к-рые вели переговоры о созыве Собора с целью объединения Западной и Восточной Церквей. В 1435 г. И. вместе с митр. Антонием Ираклийским представлял архиереев на переговорах в К-поле с послами Базельского Собора (1431-1449), на к-рых обсуждался принятый в Базеле декрет о созыве Вселенского Собора; И. принял участие в написании нового варианта введения к декрету. В 1436 г. И. был назначен местоблюстителем Антиохийского патриарха на предстоящем униональном Соборе. В апр. следующего года И. умер, его преемником на кафедре Эфесской митрополии по настоянию имп. Иоанна VIII Палеолога стал свт. Марк Евгеник.
Все 6 сохранившихся сочинений И. изданы (см. наиболее полное критическое изд.: Κορακίδης. 1992. Σ. 21-63). 2 сочинения принадлежат времени, когда И. был мирянином: «О характере [надгробной] речи» (Περ τοῦ χαρακτῆρος τοῦ λόγου) Мануила II Палеолога его брату деспоту Феодору I Палеологу (1-е изд. С. Ламброса в: Λάμπρος Σ. Παλαιολόγεια κα Πελοποννησιακά. ᾿Αθῆναι, 1926. Τ. 3. Σ. 8) и «Надгробные стихи к Иоанну Нотаре» (1-е изд.: Acconcia Longo. 1977). Остальные сочинения были написаны после 1424 г.: «Толкование молитвы «Всесвятая Троица» (Παναγία τριάς)», ок. 1424; гомилия на «Свете тихий» (Θῶς ἱλαρόν), сопровождается пространным посланием к некоему «монаху Нилу», между 1424 и 1431 гг.; «Вопросоответы к Георгию Дразину», ок. 1430 г. (1-е изд.: Алмазов. 1903; дополнения: Бенешевич. 1904).
«Вопросоответы» являются наиболее известным сочинением И., они имеют литургико-канонический характер и затрагивают широкий спектр богослужебных, канонических и пастырских проблем. В силу практической направленности «Вопросоответы» получили широкое распространение в греч. Церкви (см.: Κορακίδης. 1992. Σ. 191-194). Кроме того, 8 «Вопросоответов» (2, 3, 17, 18, 19, 42, 53, 54) вошли в составе приложения в слав. «Номоканон», к-рый был впервые издан в 1620 г. в Киеве Павмой (Берындой) и до сих пор издается в РПЦ в составе Большого Требника.