ИОИЛЬ
Том XXV , С. 368-369
опубликовано: 13 ноября 2015г.

ИОИЛЬ

Архим. Иоиль (Яннакопулос). Фотография. XX в.Архим. Иоиль (Яннакопулос). Фотография. XX в.[Яннакопулос Фотиос; греч. ᾿Ιωὴλ Γιαννακόπουλος] (1901, сел. Дранга, ныне Матия, близ Петалиди, ном Мессиния, Пелопоннес, Греция - 23.12.1966, Каламе (ныне Каламата), там же), архим., старец, писатель. Происходил из многодетной крестьянской семьи. Детство и юность старца прошли в Каламе, куда семья переселилась вскоре после его рождения. В отрочестве на Фотиоса большое влияние оказал подвижник и проповедник Илия Панагулакис († 1917), чьими учениками были также Герасим Микраяннанит и 1-й греч. миссионер в Африке архим. Хризостом (Папасарандопулос), с к-рым Фотиоса связывала духовная дружба. В 15 лет Фотиос тайно ушел в мон-рь, но родители насильно вернули его обратно. Его служба в армии совпала с греко-тур. войной 1919-1922 гг. В составе действующей армии Фотиос дошел почти до Ангоры (ныне Анкара), участвовал в сражениях при р. Сакарья и Кале-Грото (авг.-сент. 1921). После возвращения из армии обучался на богословском фак-те Афинского ун-та, к-рый окончил в 1925 г. В 1923 г. Фотиос был принят послушником в монастырь Веланидиас близ Каламе. 23 июля 1924 г. игум. Иезекииль, юрист и богослов, постриг его в монашество и нарек ему имя Иоиль. В сент. 1924 г. он был рукоположен во диакона, 6 янв. 1929 г.- во иерея. В 1925 г. И. был назначен преподавателем Закона Божия в гимназии г. Метони и иерокириксом (священнопроповедником) Мессинийской митрополии (1924-1934). И. строго постился, не вкушая даже елея. Вскоре у него обнаружили туберкулез. Когда у И. открылось горловое кровотечение, он был вынужден на некоторое время уехать в Алагонию, находящуюся в горах Тайгет, с климатом, напоминающим швейцарский. Несмотря на временное улучшение, врачи считали больного безнадежным. Однако во время пребывания в Кавале И. чудесным образом исцелился от туберкулеза.

В 1938 г. И. вошел в число приближенных архиеп. Хрисанфа и был назначен служить в один из самых аристократических афинских храмов - ц. свт. Николая Чудотворца в квартале Пефкакия. В 1941 г., когда архиепископом стал Дамаскин (Папандреу), И. подал в отставку и уехал в Каламе. Там митр. Поликарп (Синодинос) определил И. служить в лучшем городском храме - во имя свт. Николая Чудотворца. Но в 1942 г. И. попросил митрополита перевести его в небольшой обветшавший парекклисион св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) при мон-ре Веланидиас. Там собралась община духовных чад старца. В годы фашистской оккупации и гражданской войны за пламенные проповеди отцу И. не раз угрожали смертью. И. также читал лекции в «Школе для мирян», действовавшей в Каламе.

К известному духовнику приезжали исповедоваться не только жители Каламе, но и такие старцы, как архим. Филофей (Зервакос), настоятель монастыря Лонговардас на о-ве Парос.

24 июня 1962 г. был заложен фундамент келий основанного И. мон-ря прор. Иоиля близ Каламе. 20 окт. 1962 г. в только что построенные кельи вселились первые монахини - игум. Пелагия и мон. Христонимфа. Освящение монастырского храма состоялось 31 мая 1964 г. И. завещал мон-рю свой дом, б-ку, передал обители авторские права. В наст. время в мон-ре прор. Иоиля, возглавляемом игум. Пелагией (Коцони), подвизается 14 сестер. Они занимаются ткачеством, вышиванием и иконописью.

В течение всей жизни И. повышал уровень своего образования, в т. ч. самостоятельно выучил иврит. Помимо трудов св. отцов И. увлекался сочинениями Б. Паскаля и С. Киркегора.

И. были написаны и изданы на собственные средства книги по библейской герменевтике и апологетике. По представлению акад. П. Брациотиса за издание ВЗ с толкованиями И. был удостоен награды Афинской АН (дек. 1965). И. часто говорил, что, как только завершит издание ВЗ, скажет Богу: «Ныне отпущаеши!» Действительно, 23 дек. 1966 г., вскоре после поездки на Афон, И. скончался от инфаркта и был погребен в основанной им обители.

Одно из посмертных видений произошло в день памяти прор. Иоиля в 1969 г.: во время агрипнии в парекклисионе Трех святителей на ул. Менандру посреди храма, где обычно совершалось елеопомазание, возникло светозарное облако, имеющее форму престола, на к-ром восседал И. Затем облако исчезло, и И. появился среди служащих собратий и друзей.

Соч.: ῾Ο ᾿Αδὰμ κα ἡ Εὔα εἶναι μῦθος? Θεολογία-῾Ιστορία-Ψυχολογία. ᾿Αθῆναι, 1949 (Являются ли Адам и Ева мифом? Богословие, история, психология); ῾Ερμηνεία τῆς ᾿Αποκαλύψεως. Καλαμαί, 1950 (Толкование на Апокалипсис); ῾Η Ζωὴ τοῦ Χριστοῦ. Καλαμαί, 1952-1953. 10 τ.; ᾿Αθῆναι, 19592 (Жизнь Христа. 10 вып.); Χριστιανισμὸς - Λογική. Καλαμαί, 1953. 2 τ. (Логика христианства. 2 т.); Πράξεις τῶν ᾿Αποστόλων. Καλαμαί, 1954. 2 τ. (Деяния апостолов. 2 вып.); ῾Η Παλαιὰ Διαθήκη κατὰ τοὺς Ο´: Κείμενον, ῾Ερμενευτικὴ παράφραση, Εἰσαγογή, Σχόλια, Χάρται, Προβλήματα. Καλαμαί, 1955-1958. 13 τ.; ᾿Αθῆναι, 1957-1965, 1986 4. 26 τ. (Ветхий Завет: Текст, коммент., введ., примеч., карты, проблемы); Τὸ Πρόβλημα τοῦ ᾿Ιούδα: Μελέτη ἱστορική, κριτική, ἐποικοδομητική. ᾿Αθῆναι, 1957 (Проблема Иуды: Исследование историческое, критическое, нравоучительное); Διάλογος ᾿Ορθοδόξου κα Εὐαγγελικῶν. Θεσσαλονίκη, 1970 2, 1991 4 (Диалог православного с протестантами-евангелистами); Παλαιὸν κα Νέον ῾Ημερολόγιον. ᾿Αθῆναι, 1976 (Старый и новый стили) и др.
Лит.: Π[απαδόπουλος] Γ. Σ. Γιαννακόπουλος ᾿Ιωήλ // ΘΗΕ. 1964. Τ. 4. Σ. 505; ᾿Επιφάνιος (Θεοδωρόπουλος), ἀρχιμ. ᾿Ανέκδοτα ᾿Ιωὴλ Γιαννακόπουλου ᾿Αρχιμανδρίτου. ᾿Αθῆναι, 1968; Κούβελας Γ. ᾿Αρχιμανδρίτης ᾿Ιωὴλ Γιαννακόπουλος (1901-1966). Καλαμάτα, 1968, 1991 2; Σκιαδᾶς Β. Γ. Σύγχρονες ῾Οσιακὲς Μορφές̇ ῞Αγιοι κα Γέροντες τῆς ἐποχῆς μας. ᾿Αθήνα, 2001 5. Σ. 140-147; Μελέτιος (Καλαμαρᾶς), μητρ. Νικοπόλεως κα Πρεβέζης. ῾Ο πατήρ ᾿Ιωήλ. Πρέβεζα, 1994, 1997 2 (рус. пер.: Мелетий (Каламарас), митр. Никопольский и Превезский. На Господа уповах: Жизнеописание старца Иоиля. М., 2008).
Э. П. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также