(† 29.06.1681, Николо-Угрешский мон-рь), архиеп. Коломенский и Каширский. С 1664 г. архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря. По повелению царя И. в 1666 г. сопровождал в ссылку бывш. патриарха Никона, отправленного по решению Большого Московского Собора 1666-1667 гг. в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь.
В июле или авг. 1672 г. И. был хиротонисан на Коломенскую и Каширскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В том же году участвовал в возведении на Патриаршество Питирима. С 1 сент. 1674 по авг. 1675 г. находился в Москве, присутствовал на архиерейских Соборах 15 окт. 1674 г. и 15 мая 1675 г., установивших неподсудность духовенства светским чиновникам и определивших отношения епархиальных архиереев к патриарху и подчиненному им духовенству.
В окт.-нояб. 1675 г. на основании челобитных домовых людей И., поданных патриарху, архиерей был обвинен в заочном оскорблении царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима (Савёлова). И. якобы говорил, что «великий государь глуп, и болван, и дурак; не умеет-де в царстве никакия расправы собою чинить: люди им владеют», патриарха «называл бранно и ругательно глупцом и безлюдицею… кто-де его выбрал, и грамоте-де не умеет» и т. д. (Титов. 1911. С. IV). По оценке митр. Макария (Булгакова), «весьма резкие высказывания Иосифа в адрес царя и патриарха... косвенно свидетельствуют о серьезных противоречиях в среде высшего духовенства, которые не отражают официальные источники» (Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 476). Жалобщики также утверждали, что архиепископ приказывал жестоко «смирять» провинившихся подчиненных, как клириков, так и мирян: «...бить плетьми и шелепами и по ногам бить на правеже безо всякия пощады, а иным велел воду лить на голову с ледом и всякое поругательство… и от того его безчинного смирения явились и мертвые. И в церкви и в олтаре во время Божественныя литоргии и поддьяков бил своими руками до крови» (Титов. 1911. С. 61). В результате следствия 14 марта 1676 г. И. был признан виновным, запрещен в служении (с сохранением сана) и сослан под надзор в Лисицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь под Новгородом.
После принесения покаяния И. в 1678 г. был назначен совершать в московском Архангельском соборе заупокойные богослужения при гробах государей, имел титул «архиепископ Архангельский». В 1681 г., незадолго до смерти, удалился в Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь, где принял схиму. Погребен напротив монастырского собора, к юго-востоку от алтаря. Род И. был вписан в монастырский синодик (архиерей сделал вклад в монастырь в 500 р.).
В 1821 г. при провозе в монастырь нового колокола были повреждены надгробная плита и верхняя доска гроба И., тело и одежды архиерея оказались нетленными. Вскоре после этого события в соседнем с. Лыткарине мн. дети умерли от горячки. По преданию, одной из матерей явился во сне старец в иноческом одеянии, повелевший ей идти в Николо-Угрешский монастырь и отслужить панихиду по И. После панихиды горячка прекратилась. В благодарность жители села поставили на могиле преосвященного гранитный памятник в виде колонны. На этом месте ежегодно в день преставления И. совершалась панихида.