ИОСИФ
Том XXV , С. 634-636
опубликовано: 17 декабря 2015г.

ИОСИФ

(Иезекииль) (Курцевич Иван Дмитриевич; 80-е гг. XVI в.- 15.06.1642, Казань), архиеп. бывш. Суздальский и Тарусский. Сын кн. Дмитрия Курцевича и его 1-й жены Ядвиги Граевской. И. Д. Курцевич был женат на Варваре Михайловне Загоровской, упоминается в источниках как черкасский подстароста (1601), белоцерковский подстароста (1609-1613). Из письма царя Михаила Феодоровича патриарху Филарету от 22 янв. 1630 г. можно заключить, что И. был родом из Киева, где жила его мать схимница Дорофея (Письма рус. государей. М., 1848. Т. 1. № 332).

Согласно посланию И. к кн. Григорию Святополк-Четвертинскому (впосл. митр. Киевский Гедеон), И. Д. Курцевич, приняв монашеский постриг, передал свою долю в родовом имуществе троюродному брату кн. Павлу Курцевичу и уехал на Афон, где находился два с половиной года (вероятно, в 1614-1616), затем по просьбе братии поехал для сбора милостыни в Речь Посполиту. На Афон он не вернулся и направился в Падуанский ун-т, где 13 июля 1616 г. был внесен в список студентов из Речи Посполитой как «иеромонах Иезахииль Курцевич». Очевидно, ко времени пребывания в Италии относятся слова И. в послании, что он «мяса втаи едал, говения, и посту, и трудов никаких есми не имел за благочестие». По возвращении в Речь Посполиту И., по его свидетельству, был игуменом Преображенского мон-ря в Четвертне - владении князей Четвертинских, вероятно, ок. 1617-1618 гг., т. к. в 1619 г. в каталоге Луцкого братства он уже упоминается как архимандрит Святой Троицы монастыря в Трехтемирове (ныне с. Трахтемиров, Черкасская обл., Украина). Этим данным как будто противоречит подпись И. как игумена Трехтемировского монастыря под актом нач. 1616 г. об основании Киевского братства, однако, по наблюдениям М. С. Грушевского, подписи под документом относятся к более позднему времени. В послании И. неоднократно говорится о его столкновениях со сторонниками унии на Волыни. Возможно, эти столкновения и угрозы со стороны униатов заставили его оставить Волынь и перейти в Трехтемировский мон-рь - обитель, находившуюся под патронатом Запорожского войска. Здесь установились тесные связи между И. и казачеством, к-рые прослеживаются в дальнейших событиях.

В 1620 г. на Украину приехал Иерусалимский патриарх Феофан IV и поставил для православных митрополита и епископов. 7 янв. 1621 г. в Трехтемировском монастыре в присутствии полковника П. К. Сагайдачного и большого числа казаков патриарх хиротонисал И. во епископа Владимирского и Брестского и назначил «прототронием» Киевской митрополии. По свидетельству современника-униата, на хиротонии И. особенно настаивали казаки. Когда кор. Сигизмунд III Ваза, узнав о восстановлении правосл. иерархии, разослал местным властям универсалы с требованием арестовать новопоставленных епископов, среди этих документов был универсал от 15 марта 1621 г. об аресте И. Вместе с митр. Иовом (Борецким) И. участвовал в казацкой раде, собравшейся в Сухой Дубраве 15 июня 1621 г., где иерархи призвали войско Запорожское встать на защиту Православия. На раде в ходе переговоров с королевским посланником была достигнута договоренность, что иерархи одобрят выступления войска Запорожского против турок, а войско Запорожское и правосл. духовенство получат возможность обратиться к властям Речи Посполитой со своими требованиями. Отправленное в Варшаву посольство возглавили Сагайдачный и И. Прибыв в Варшаву 20 июня, послы вручили королю «Протестацию» против действий власти и обоснование законности поставления правосл. иерархов. Нуждаясь в поддержке войска Запорожского накануне тяжелой войны с Османской империей, Сигизмунд III любезно принял послов. И. вспоминал, что король «клялся Богом живым, что было веры не нарушать» (Флоря. 1991. С. 147), но позднее он убедился в том, что эти обещания не выполняются.

Резиденцией И. на Волыни стал Святой Троицы монастырь в с. Дермань (ныне с. Дермань Вторая, Ровненская обл., Украина). И. активно защищал православных, выступая на сеймике в Жидичине, во Владимире и в Луцке. Эти действия вызвали недовольство противников, к-рые, по словам И., «учали наступать на здоровье мое и желать смерти моей» (Там же). Против И. был возбужден судебный процесс, связанный с деятельностью мон. Киприана, «старшего» в Почаевском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре. Когда митр. Иов (Борецкий) назначил Киприана своим наместником, тот начал рассылать митрополичьи «универсалы» и выступать против униат. «пастырей». Киприан был обвинен в уголовных преступлениях и измене и нашел убежище в Дерманском мон-ре. Когда власти потребовали выдачи монаха, И. отказался это сделать и 8 окт. 1622 г. дал вооруженный отпор королевским чиновникам, собрав слуг и крестьян, принадлежавших мон-рю. Обвиненные в гос. измене, Киприан и И. были вызваны на сеймовый суд в февр. 1623 г. И. на суд не явился и был снова вызван в февр. 1625 г. В случае повторной неявки приговор мог быть вынесен заочно. В таких условиях епископ решил искать убежища в России по совету Иерусалимского патриарха Феофана IV, к-рый дал ему рекомендательные грамоты к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету.

В качестве посредника между рус. властями и И. выступил острицкий игум. Петроний (Жуковицкий), один из главных рус. агентов среди укр. духовенства. В 1624 г. Петроний приехал в Москву с грамотами И., адресованными царю и его родителям. Ответ рус. властей, очевидно, был благоприятным, т. к. в 1625 г. «июля в 31 день выехал на государево имя из Киева еп. Иосиф Володимерской». Вскоре И. с многочисленной свитой (ок. 50 чел.) прибыл в Путивль. 7 авг. в Москве епископа принял царь, 9 авг.- патриарх (Дворцовые разряды. 1850. Стб. 724, 725-727). По свидетельству И., он получил от царя золотую панагию, украшенную жемчугом, от патриарха - икону Христа в золотом окладе, а также 6 сороков соболей.

Дата и обстоятельства назначения И. на Суздальскую кафедру (вакантную после кончины 29 апр. 1625 архиеп. Арсения Элассонского) неизвестны. Впервые И. в качестве архиепископа Суздальского и Тарусского упоминается в записи о приеме в Кремле царем и патриархом в дек. 1627 г. тур. посла Фомы Кантакузина (Там же. Стб. 963, 965, 968). П. М. Строев без ссылки на источники указывает, что И. стал Суздальским архиереем в авг. 1626 г. (Строев. Списки иерархов. Стб. 656). Ко времени управления И. Суздальской епархией относится сохранившееся валовое описание земель Суздаля и уезда, составленное писцом М. М. Трусовым и подьячим Ф. Витовтовым, в котором зафиксированы земли и податное население владений архиерея (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 11317-11320, 11328). К 1629 г. относится описание двора И. в Шуе (Борисов. 1851. С. 56-58). В 1630 г. было описано имущество кафедрального собора в Суздале (Фёдоров. 1855. С. 43; документ утрачен). Отрывочные акты Шуйской приказной избы свидетельствуют о злоупотреблениях со стороны слуг И., преимущественно являвшихся выходцами из Речи Посполитой. Так, в челобитной царю жителей посада Шуи от 9 февр. 1629 г. указывается, что крестовый старец, присланный И. в Шую для сбора пошлин, отнял деньги у служилого человека Троицкого мон-ря. Жители Шуи жаловались, что И. «на мзде, по накупу» вернул на прежние места высланных из города за «бездельные составы» воздвиженского священника и его сына, диакона. Последние, сговорившись с архиерейскими слугами - «иноземцами-киевлянами», «чинят налогу, тесноты и продажи многие». В 1629 г. шуяне жаловались И. на его наместников, к-рые, приезжая в город, «чинят разные притеснения». 19 июня 1630 г. суздальцы послали царю жалобу на И. из-за разграбления подосланными архиереем боярскими детьми городских кожевен. В Месяцеслове троицкого инока Симона (Азарьина) рассказывается о том, что Суздальского архиепископа за недостойное поведение критиковал прп. Иоаким, инок Шартомского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, ученик прп. Иринарха Ростовского. Прп. Иоаким был сослан за это в Соловецкий мон-рь (РГБ. МДА. № 201. Л. 334 об., сер. 50-х гг. XVII в.).

Находясь в России, И. поддерживал контакты с соотечественниками по др. сторону границы, многие из к-рых переезжали на службу к архиерею в Суздаль. Уже в окт. 1625 г. в Путивль прибыли направлявшиеся к И. старцы Дерманского мон-ря. 21 нояб. к И. приехали его постриженики - священник и 2 диакона из Киево-Печерского мон-ря «с приказом» от матери архиерея Домникии, игум. жен. Печерского мон-ря в Киеве (возможно, речь идет о мачехе И. Галке Стужинской). Посланцы от Домникии приезжали в Путивль также в февр. и в июле 1626 г. В 1628 г. старцы Свято-Духова монастыря в Вильно (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь), прибывшие просить о помощи Виленскому братству, везли с собой рекомендательные грамоты к царю, патриарху и И. В авг. 1628 г. в Путивль приехал строитель Преображенского мон-ря в Четвертне Илия с письмом к И. от Павла Курцевича и с сообщением о желании кн. Григория Святополк-Четвертинского уехать в Россию. В окт. того же года царь предложил пригласить кн. Святополк-Четвертинского. В нояб. И. написал князю послание, наполненное воспоминаниями о прежней жизни и похвалами жизни в России. Вместе с грамотой И. отправил письма Павлу Курцевичу и матери. В марте 1630 г. Андрей привез в Путивль от митр. Иова (Борецкого) среди др. документов грамоту к И. В марте 1631 г. И. писал митр. Иову, что царь пожаловал выехавших в Россию сына и племянника митрополита и обещал взять их под свою опеку. 31 дек. 1632 г. новый Киевский митр. Исаия (Копинский) обратился к И. с просьбой ходатайствовать о нем перед царем.

И. присутствовал в янв. 1634 г. на Соборе о мобилизации людей и средств на продолжение войны с Речью Посполитой. Однако вскоре после Собора, 21 марта 1634 г., царь Михаил Феодорович издал указ, в котором предписывалось: «Иосифа, архиепископа Суздальского, за его бесчинство, что он живет не по святительскому чину, делает многие непристойные дела, сослать в Сийский монастырь... А быти архиепископу в Сийском монастыре во властелинском чину с панагиею, а в церковь бы есте архиепископа до нашего указу пущать не велели. А велели ему быти в келье без выходу... А того б есте велели беречь накрепко, чтоб архиепископ из монастыря не ушел, и бумаги и чернил в келью ему не давали, и ни каким сторонним людям к нему приходити не велети» (ААЭ. Т. 3. № 249. С. 380, 381). По-видимому, власти смогли применить к И. меры наказания после кончины его покровителя патриарха Филарета († 1 окт. 1633). Грамотой нового патриарха Московского и всея Руси Иоасафа I от 14 сент. 1634 г. предписывалось перевести И. из Антониева Сийского монастыря в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, сняв с него «святительский сан и панагию» и одев в «черническое платье» (РИБ. 1875. Т. 2. С. 551-555). С 1640 г. И. жил в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, где и скончался. Погребен в соборе Зилантова мон-ря на левой стороне (могила не сохр.).

Арх.: РГАДА. Ф. 389 (Литовская метрика). Кн. 209. Л. 290 об.- 293; Ф. 210 (Разрядный приказ). Кн. Денежного стола Разряда. № 81. Л. 19 об., 43, 91 об.- 92, 128-128 об., 203; Новгородский стол. Стб. 8. Л. 138-139; Белгородский стол. Стб. 29. Л. 1-7, 11-16 об., 87, 193 и слл.; Ф. 124 (Малороссийские дела), 1630 г. № 1. Л. 1-2; 1631 г. № 1. Л. 1-8; Ф. 52 (Греческие дела), 1626 г. № 6-7; 1628 г. № 12; Ф. 138 (Дела о Посольском приказе). Оп. 3. № 3. Л. 172.
Соч.: Флоря Б. Н., ред. Послание Иосифа Курцевича кн. Григорию Четвертинскому // Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3. С. 141-151.
Ист.: Łukaszewicz J. Dzieje kościołów wyznania helweckiego na Litwie. Poznań, 1842. T. 1. S. 165; ААЭ. Т. 3. № 242. С. 369; № 249. С. 380, 381; Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Стб. 724, 963, 965, 968; Фёдоров А. Историческое собр. о богоспасаемом граде Суздале // ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. мат-лы. С. 34, 43; Челобитная, поданная в 1630 г. царю Михаилу Федоровичу от суздальцев на архиепископа своего Иосифа Киянина в разграблении у них кожевен // ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Смесь. С. 2-3; РИБ. 1875. Т. 2. С. 551-555; Justifikatia niewinności // АрхЮЗР. 1887. Ч. 1. Т. 7. № 197. С. 525-526; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 383; ПСРЛ. Т. 40. С. 157.
Лит.: Гавриил (Воскресенский), архим. Ист. описание казанского Успенского второкл. Зилантова мон-ря. Каз., 1840. С. 5; Баженов Н. Плавание к Зилантову мон-рю и Казанскому памятнику. М., 1846. С. 14; Борисов В. А. Описание г. Шуи. М., 1851. С. 56-58; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 31; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241-242; Титов А. А. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 71-74; Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуя Владимирской губ. // ЧОИДР. 1893. Кн. 2. С. 45-46; Харлампович К. В. Иосиф (Курцевич), архиеп. Суздальский, бывший Владимирский и Брестский (1621-1647). Почаев, 1900 (отт. из: Волынские ЕВ. 1900. № 13-15); он же. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 32 и слл.; Грушевський М. С. Iсторiя Украïни-Руси. К.; Львiв, 1909. Т. 7 (по указ.); Мицько I. З. Острозька слов'яно-греко-латинська академiя. К., 1990. С. 97-98; Яковенко Н. М. Украïньска шляхта з кiнця XIV до сер. XVII ст.: Волинь i Центральна Украïна. К., 1992. С. 281; Макарий. История РЦ. Кн. 6 (по указ.).
А. В. Маштафаров, Б. Н. Флоря
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский