АБУ-ГОШ
Том I , С. 62-64
опубликовано: 22 октября 2007г.

АБУ-ГОШ

Абу-Гош. Сев. неф и крипта ц. св. Иоанна. Продольный разрез. Акварель Пьелла. 1901 г.Абу-Гош. Сев. неф и крипта ц. св. Иоанна. Продольный разрез. Акварель Пьелла. 1901 г.

(Карьет-эль-Энаб), придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима), к-рое отождествляют с библейским г. Кириаф Иарим, где в течение 20 лет хранили ковчег Завета (1 Цар 7. 1-2 и др.). В средневековье считалось Эммаусом НЗ, что маловероятно (см. Амуас и Куалония). Археологические исследования (1928 - Б. Р. Нёвилль, 1950 - Дж. Перротт, 1967-1971 - Г. Долльфус, М. Лешевалье) показали, что основу слоев А.-Г. составляет поселение VII в. до Р. Х. (поздняя стадия докерамического неолита - каменные дома с расписными оштукатуренными стенами, хранилища, более 30 погребений). Обнаружены отложения, близкие по времени к Рождеству Христову.

В 1142-1187 гг. А.-Г. принадлежал госпиталитам, к-рые основали там мон-рь с церковью (предположительно после 1141) над оставшейся от рим. эпохи цистерной («Источник Эммауса»), превращенной в крипту (хорошо сохранилась; раскопана в 1944 Библейской школой в Иерусалиме под руководством Р. де Во и А. М. Стеве). Церковь была основана в знак поминовения святого места, где Христос встретил 2 учеников в Эммаусе (Лк 23. 13-35). Это трехнефная базилика, прямоугольная в плане, с тремя апсидами, повышенным центральным нефом и нервюрными крестовыми сводами. Фрагментарно сохранилась роспись, к-рая датируется временем после 1170 г. (надписи лат.). До нас дошли акварели и рисунки гр. Пьелла, выполненные в 1901 г. Первоначально роспись располагалась в 3 алтарных помещениях, на сев. и юж. стенах боковых нефов и на столбах только в вост. части храма, полностью храм расписан не был. В конхе центральной апсиды было изображено Сошествие во ад. В регистрах под конхой - два ряда святых, одна из фигур епископов в юж. части сохранилась. Такая программа росписи апсиды, необычная для визант. традиции, является замыслом зап. художника. Размещение Сошествия во ад в апсиде, возможно, восходит к декорации храма Гроба Господня в Иерусалиме. В конхе юж. апсиды представлены ветхозаветные патриархи: Авраам, Исаак и Иаков. Они изображены с душами в лоне (см. Лоно Авраамово).Лоно Авраамово. Роспись ц. св. Иоанна в Абу-Гоше. После 1170 г. ФрагментЛоно Авраамово. Роспись ц. св. Иоанна в Абу-Гоше. После 1170 г. Фрагмент По сторонам от Авраама, сидящего в центре,- 2 ангела, держащие младенцев, молитвенно протягивающих ручки к патриарху. Это образы освобожденных душ - деталь уникальная для визант. и зап. искусства, указывающая на иконографию Страшного Суда. Необычно расположение фигур 3 патриархов в алтарной зоне храма - как правило, в визант. церквах этого времени они входили в цикл Страшного Суда, изображавшегося в нартексе. В конхе сев. апсиды был представлен Деисус, включавший образы благословляющего Христа на троне и предстоящих ему Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Ниже сохранились фрагменты фигур ангелов и святого. Все 3 композиции, украшавшие алтарные конхи, связаны с иконографией Страшного Суда. На сев. стене храма в нижнем регистре сохранились фрагменты «облачного» Успения Богоматери, в верхнем - фигуры святых. На юж. стене в нижнем регистре изображено Распятие, в верхнем - отдельные фигуры святых или императоров. В композицию Распятия включены персонификации Церкви и Синагоги. Завершали декорацию храма образы 2 стоящих святых и святого воина на коне (вмч. Георгия?), представленные на сев. стене, и фигуры святых на столбах. Т. о., основная тема иконографической программы росписи - Воскресение Господне и спасение христ. душ, вероятно, была обусловлена поминовением святого места в Эммаусе, с к-рым связано основание церкви. Как полагает Г. Кюнель, в крипте церкви первоначально была изображена встреча Христа с учениками в Эммаусе, что было обычно для церквей Св. земли.

В отличие от иконографической программы, отмеченной зап. чертами, стиль росписей чисто визант., предполагается, что их заказчиком мог быть имп. Мануил Комнин (Weyl Carr A. Р. 215-244). Росписи церкви принадлежали к «динамическому» течению позднекомниновского искусства посл. трети XII в. В этом монументальном и величественном стиле можно выделить 2 направления, каждое из к-рых, по мнению Кюнеля, не является результатом работы 2 мастеров, а обусловлено применением различных изобразительных средств для разных сюжетов. Так, в композициях на боковых стенах нефов трактовка фигур и одеяний приобрела геометрически абстрактный характер, а в композициях алтарной «эсхатологической» части образы более пластичны, живописны и экспрессивны.

Лит.: Mauss L. L'Eglise de St. Jeremie à Abou Gosh. P., 1897; Diehl C. Les fresques de l'église d'Abou-Gosch // Jérusalem. 1924. N 122. P. 122, 226-229; Vincent L.-H., Abel F.-M. Emmaüs: sa basilique et son histoire. P., 1932. P. 386-393; Vaux R. De, Steve A.-M. Fouilles à Qaryet el-‘Enab, Ab Gôsh, Palestine. P., 1950; Folda J. Painting and Sculpture in the Latin Kingdom of Jerusalem, 1099-1291 // Hazard H. W. Ed. The Art and Architecture of the Crusader States // A History of the Crusades. Madison (Wisconsin), 1977. Vol. 4. P. 259-261; Weye Carr A. The Mural Painting of Abu Gosh and the Patronage of Manuel Commenus in the Holy Land // Crusader Art in the Twelfth Century / Ed. J. Foldal Oxf., 1982. P. 215-244; Kühnel G. Wall Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. B., 1988. P. 149-180; Finegan J. The Archaeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton; N. Y., 1992. P. 288; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1: A-K (excluding Acre and Jerusalem); Dollfus G., Lechevallier M. Les deux premières campagnes de fouilles à Abou Gosh (1967-1968) // Syria. T. 44. 1969. P. 279-287; idem. Abou Gosh et Beisamoun. P., 1978 (Mémories et Travaux du Centre des Recherches préhistoriques français de Jérusalem; no. 2); idem. Abu Ghosh // NEAEHL. 1993. Vol. 1. P. 4-7 [библиогр.].
Л. А. Беляев, О. Е. Этингоф
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
  • ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
  • ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
  • ВИФАВАРА вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча
  • ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
  • ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью
  • ГОЛГОФА место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос
  • ГРОБ ГОСПОДЕНЬ гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа
  • ИЕРИХОН город в Палестинской автономии
  • ИОРДАН река на Ближнем Востоке