АВРАМ
Том I , С. 180
опубликовано: 12 октября 2007г.

АВРАМ

Мастер Аврам. Изображение на Магдебургских вратах собора Св. Софии в НовгородеМастер Аврам. Изображение на Магдебургских вратах собора Св. Софии в Новгороде

мастер, предположительно рус. скульптор и литейщик, руководивший работами по сборке и установке на зап. портале Софийского собора в Новгороде бронзовых Магдебургских врат (1152-1154). Его скульптурное изображение со слав. надписью: «Мастеръ Аврамъ» помещено в нижнем регистре левой створы врат, рядом с фигурами нем. мастеров (Риквина и Вайсмута). Иконография образа А.- поза, одежда, инструменты (молот, клещи и штигель) - во всем, кроме нагрудного креста с монограммой Христа, аналогична портретам нем. скульпторов. Пластина и расположенная на ней фигура А. по составу сплава и характеру его обработки отличаются от основного объема декорации врат. Существенны и стилистические различия: при наличии ряда черт, сближающих изображение А. с портретами нем. мастеров, обобщенность и уравновешенность формы характеризуют этот рельеф как произведение древнерус. искусства, сознательно ориентированного на романский образец. Возможно, фигура А. могла появиться при монтировке врат в Новгороде или при последующем их поновлении, когда рус. скульптор, возглавлявший работы, мог по примеру нем. мастеров поместить на створе врат свой портрет. Датировка изображения (соответственно и время жизни А.) колеблется от кон. XII до сер. XV в.: А. И. Анисимов считал его автопортретом рус. скульптора и относил к рубежу XII-XIII вв., этой же даты придерживался В. Н. Лазарев; убедительной представляется возможность возникновения портрета А. одновременно со слав. надписями к клеймам врат, к-рые по палеографическим признакам датированы сер. XV в. (исследование А. В. Поппэ); И. А. Стерлигова отнесла создание рельефа ко 2-й трети XV в., основываясь на данных палеографии и стилистических аналогиях в произведениях новгородской пластики этого времени. К работам, осуществлявшимся при участии А. и одновременным созданию его портрета, относятся вставки на вратах с сюжетами: Сошествие во ад, Сотворение Евы, Бегство в Египет и др. Изображения кентавра (ныне утрачено) и мужчины в длинных одеждах (возможно, прав. Иосифа Аримафейского), приписываемые А., являются дополнениями кон. XIV и сер. XVI в.

Лит.: Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 51; Поппэ А. В. К истории романских дверей Софии Новгородской // Средневековая Русь. М., 1976. С. 191-200; Анисимов А. И. Автопортрет русского скульптора // А. И. Анисимов о древнерусском искусстве: Сб. ст. М., 1983. С. 143-163; Стерлигова И. А. Центры художественной культуры Средневековой Руси: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода XI-XV вв. М., 1996. С. 258-266. Кат. № 64.
Г. Р. Столова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДРЕЕВЫ семья литейщиков, работавших во Пскове в XVI в.
  • ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич (1744 - 1810), скульптор, мастер монументально-декоративной пластики
  • КЛЫКОВ Вячеслав Михайлович (1939 - 2006), российский скульптор и общественный деятель
  • ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич (1812-1855), скульптор эпохи классицизма, мастер русской церковной скульптуры