[араб. ] (ок. 550 - ок. 600), араб. доисламский поэт-христианин из Хиры. Род. в араб. христ. семье, родоначальник к-рой происходил из племени тамим. Принадлежал к оседлому населению столицы царства Лахмидов Хиры, к-рое называлось аль-ибад (рабы [Божии]), отсюда его прозвание (нисба) - аль-Ибади. Был воспитан в Ктесифоне, столице державы Сасанидов, и занимал пост секретаря по араб. делам при дворе шаханшаха Хосрова I Ануширвана (531-579) или Хормузда VI (579-590), но не Хосрова II Парвиза (590-628), как ошибочно указывают источники. В качестве иран. посланника побывал в Византии, в частности посетил Дамаск. Помог взойти на лахмидский трон своему ученику и тестю ан-Нуману III (580-602), однако в результате придворных интриг по царскому приказу А. был брошен в темницу и умерщвлен. Диван (собрание стихов) А. до нас не дошел; его поэтические опыты сохранились лишь во фрагментах, рассеянных по антологиям. Основные темы произведений А.- размышления о бренности человеческой жизни и воспевание вина. В нек-рых его стихах нашли отражение библейские предания о сотворении мира и первородном грехе. У араб. филологов VIII-IX вв. поэзия А. получила сравнительно невысокую оценку из-за своего «городского» характера (образцами для подражания тогда считались творения бедуинов) и вследствие влияния на ее язык диалекта Хиры. Сегодня ограниченность такой т. зр. очевидна: по существу А. явился одним из зачинателей нового направления в араб. поэзии, к-рое выражало эстетические ценности, возникшие среди горожан, и получило дальнейшее развитие в мусульм. эпоху.