АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том I , С. 434-435
опубликовано: 10 марта 2008г.

АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

[груз. ალავერდის ეპარჟია] Грузинского Патриархата (не позднее 1124). Одна из крупнейших епархий в средневек. Кахети, граничившая на северо-востоке с Кавказским хребтом и р. Стори, на юго-востоке с р. Турдо, на западе и юго-западе с Кахетинским и Циви-Гомборским хребтами. В А. е. кроме центрального р-на Кахети входил Туш-Пшав-Хевсурети. В наст. время епархиальные границы совпадают с Ахметским и Телавским р-нами Грузии. Кафедральный Алавердский собор расположен в Алавердской долине, в 20 км от Телави. Архиерейская резиденция А. е. находится в Телави.

АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕАЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕ

История

Первый раз еп. Симеон Бедийско-Алавердский упоминается в завещании 1124 г. св. царя Давида IV Строителя; он же, но уже как архиепископ, упоминается в сочинении анонимного историка XII в. «Царствование царя царей Давида Строителя» (см. Арсений Икалтойский). Епископ Алавердский был фактически главой Церкви всего Кахетинского царства, являясь активным участником политической и культурной жизни. Алавердскую кафедру возглавляли, как правило, представители влиятельных кахетинских княжеских родов (Авалишвили, Макашвили, Чолокашвили, Андроникашвили). Алавердский епископ обладал высоким статусом среди др. груз. архиереев - в «Памятниках грузинского права» зафиксировано, что в XIII в. Алавердский архиепископ занимал среди груз. архиереев 6-е место после Католикоса Грузии, Чкондидского епископа, митрополита Армении, архиепископа Картли и Ацкурского епископа (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47).

Традиция титулования Алавердского епископа словом «Амба» (от греч. авва - отец) происходит от преемственного настоятельства епископом Алавердского мон-ря (Алаверди), где первым настоятелем был ученик прп. Иоанна Зедазнийского свт. Иосиф Алавердский, титуловавшийся как Амба Алавердский.

В период с 30-х гг. XIII до XV в. об А. е. не сохранилось никаких сведений, что объясняется частыми вторжениями со стороны монголов (1235 - 30-е гг. XIV в.) и войск Тимура (кон. XIV - нач. XV в.), принесшими сильные разрушения и полное прекращение церковной жизни.

Епархия была восстановлена основоположником кахетинской династии Багратиони царем Георгием I (1466-1476); разрушенный храм св. Георгия был восстановлен его преемником, груз. царем Александром I (1476-1511). Первенствовавшая в царстве Кахети, А. е. попыталась выйти из-под власти Мцхетского Католикосата, однако сепаратистские стремления Алавердских епископов вовремя пресекались Католикосами-Патриархами всея Грузии Давидом V, Доментием I и Николаем VII (Бараташвили).

В 1616 г. Алаверди был разрушен и ограблен вторгшимися войсками иран. шаха Аббаса I, сам мон-рь персы превратили в крепость. В сер. XVII в. территория А. е. была заселена тюрк. племенами. После восстания в Кахети в 1660 г. удалось избавиться от тур. засилья, но нанесенный ущерб был так велик, что епархия была восстановлена лишь к кон. XVII в. Вскоре Алаверди был снова разорен лезгинами. На рубеже XVII-XVIII вв. в границах Алавердского мон-ря возник жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери.

В правление царя Ираклия II (Багратиони) (1744-1798) Католикос-Патриарх всея Грузии Антоний II (Багратиони) совмещал и полномочия Алавердского епископа, что сильно способствовало хозяйственно-экономическому укреплению епархии. К 1811 г., когда автокефалия Грузинской Церкви была упразднена и епархии Вост. Грузии вошли в состав Грузинского Экзархата РПЦ, в А. е. числилось 113 церквей, ей принадлежали 342 двора крепостных крестьян.

Территория А. е. в 1811 г. была соединена с Кахетинской епархией и переименована в Алавердскую и Кахетинскую, 30 авг. 1814 г.- с Телавской епархией и переименована в Телавскую и Алавердскую с кафедрой в г. Телави, в 1818 г.- с образованной в 1792 г. Бодбийско-Сигнахской епархией. 18 дек. 1828 г. А. е. была упразднена.

1 марта 1886 г. было образовано Алавердское вик-ство, включившее территорию А. е. В 1912 г. А. е. была вновь восстановлена. В 20-е гг. XX в., во время гонений на правосл. Церковь, А. е. была упразднена и восстановлена в 40-е гг., что, возможно, связано с изменившейся политикой гос-ва по отношению к Церкви во время Великой Отечественной войны.

Епархией с 24 мая 1992 г. управляет архиеп. (ныне – митрополит) Алавердский Давид (Махарадзе), член Свящ. Синода Грузинской Православной Церкви, председатель Отдела архитектуры; в епархии открыто 7 храмов, служат 12 священников. Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в.,закрыт в 1929 г., возобновлен в 90-х гг. XX в.; Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XX ). В Шуамта действует жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери ( близ г. Телави, основан в 50-х гг. XVI в., возобновлен в 1990). В с. Матани, Ахметского р-на, в 2005 г. при церкви XV в, основан жен. мон-рь Успения Пресв. Богородицы.

Алавердские архиереи: епископы Иоанн (1511), Евтихий (1522), Николай (1578), Кирилл (1579), Иоанн (Авалишвили) (1612), Зебеде (1639), Арсений (Авалишвили) (1651- 1660), Григорий (1670), Николай (Андроникашвили) (1685-1694), Николай (Чолокашвили) (1695-1711), Иоанн (Макашвили) (1712), Николай (Чолокашвили) (1724-1728), Захария (Андроникашвили) (1733-1734), Николай (Андроникашвили) (1736-1757), Зенон (1761-1782), Николай (Андроникашвили) (1784), митр. Антоний II (Багратиони; 1784-1811, с 1788 - каталикос–патриарх), архиеп. Алавердский и Кахетинский Иоанн (Бобдель-Макаев) (14.07.1811-30.08.1814), епископы Досифей (Пицхелаури) (30.08.1814-14.05.1817), Давид (Качахидзе) (1924-1925), Мелхиседек (Пхаладзе) (1925-1928), Стефан (Карбелашвили) (1928-1929), Роман (Петриашвили) (1967-1971), митрополиты Григорий (Церцвадзе) (1976-1992), Афанасий (Чахвашвили) (1992), архиеп. Давид (Махарадзе) (с 1992).

Памятники культуры

В мест. Алаверди расположен кафедральный собор бывш. Алавердского мон-ря (см. Алавердский собор), основанного в VI в. свт. Иосифом, еп. Алавердским. Мон-рь, ставший при царе Кахети - Эрети Квирике (Багратиони) епископской кафедрой, пользовался попечением картлийских и кахетинских царей и считался главнейшим религ. центром Кахетинского княжества в VIII-XI вв.

Мон-рь известен своей лит. деятельностью. Перу св. Макрины Багратиони (XVIII в.), монахини Алавердского мон-ря, принадлежат жизнеописание св. Иосифа Алавердского, песнопения. Она переписывала рукописи и документы богатого книгохранилища мон-ря, приобретенные и подаренные мон-рю в XVII в. архиеп. Зебеде II, буд. Католикосом-Патриархом. Наиболее известным раритетом этого книгохранилища является Алавердское Четвероевангелие XI в. О хранении и умножении рукописей заботились Николай (Чолокашвили), архим. Кирилл (Амиранидзе), Иоанн (Ларадзе) (XVIII в.). В наст. время многие из уцелевших рукописей хранятся в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси.

На территории А. е. находятся также мон-ри: Старый Шуамтский (V-VII вв.), Матаани («Цхракари») (V-VI вв.), Руиспирский (XII-XIII вв.), Новый Шуамтский (XVI в.), Икалто (VI-XII вв.); церкви: Кисисхевская купольная (VIII-IX вв.), Кветерской крепости (1-я пол. X в.), трехнефные базилики в Ахмета и Шрома (Вачнадзиани) (VIII-IX вв.), базилика в Ахшаани (VI в.).

Ист.: КЦ. Т. 2; Т. 4; ჟართული სამართლის მეგლები / ი. დოლიმის გამოცემა. თბილისი, 1965. Т. 2. C. 47; Т. 3. С. 237, 238, 268; ჟართული ისტორიული საბუთების კორპუსი / შეადგინეს და გამოსაცემად მოამზადეს ენუჟიმემ თ. პ., სილოგავამ ვ. ი., შოშიაშვილმა ნ. ფ. თბილისი, 1984. Т. 1. С. 58.
Лит.: Кирион [Садзаглишвили], еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901; Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959; ჟართული საბჭოთა ენციკლოპედია. თბილისი, 1975. Т. 1; კაჭარავა ე. საჟართველოს პოლიტიკური დაშლის ისტორიისათვის, მაცნე, ისტორიის, არჟეოლოგიის // ეთნოგრაფიისა და ხელოვნების ისტორიის სერია. თბილისი, 1987. №. 3; კაჭარავა ე. ალავერდის საეპისკოპოსო // ჯვარი ვაზისა. თბილისი, 1991. №. 1; ჟართული ისტორიული დოკუმენტების კორპუსი / მენაბდე ლ. მველი ჟართული კულტურის კერები. თბილისი, 1992. Т. 1; ხაჟართველოს კათოლიკოს-პატრიარჟები. თბილიხი, 2000. С. 77-78, 94-99, 103-104, 130-133.
Э. Ю. Качарава
Рубрики
Ключевые слова
См.также