АЛАПА
Том I , С. 444
опубликовано: 3 января 2008г.

АЛАПА

[лат. alapa- пощечина, заушение], в богослужении римского обряда - легкий удар по щеке при совершении конфирмации (см. также Миропомазание, Жесты литургические). В Вульгате этим словом передается греч. ῥάπισμα; в НЗ встречается только в повествовании о Страстях Христовых (Ин 18. 22; 19. 3; Мк 14. 65). А. как символический жест при изменении общественного статуса человека была известна еще в Римской империи, когда в результате тяжбы раба с хозяином в присутствии претора или др. магистрата раба отпускали на волю (manumissio iusta). Смысл этого жеста истолковывался по-разному: оберег от завистливого глаза, предостережение от заносчивости в новом положении, «запечатление» важнейшего момента в жизни освобожденного от рабства, символическое напоминание об унижениях, к-рые он мог испытывать прежде и от к-рых теперь избавлялся (Nisbet). Этот рим. обычай нашел отражение в античной лит-ре: у Федра (Басни. II 5: Цезарь и служитель), Петрония (Сатирикон. 38. 10), Сидония Аполлинария (К Анфиму. II 456) и др. Сходство с античной имела А. при посвящении в рыцари (ударом руки по шее или щеке, либо клинка плашмя по плечу), трактовавшаяся сначала как дарование сеньором свободы своему слуге, затем как испытание смирения рыцаря перед сеньором.

Первое свидетельство о церковной А. относится к кон. XIII в.: в Понтификале Вильгельма Дуранда, еп. Менде, описано, как епископ, помазав конфирмируемого, дает ему легкую пощечину со словами «Pax tecum» (Мир тебе.- Lodi. Enchiridion. P. 1668). Позднее этот обычай был перенесен и в «Pontificale Romanum». Ш. Дюканж связывал ее происхождение с рыцарской А. Соглашаясь с ним, Дж. Дэвис полагал, что она могла также послужить заменой лобзанию мира, дававшемуся новопросвещенному епископом (Davies). Вслед за И. Хервегеном Г. Кречмар возводил А. к обряду инициации у германцев (Herwegen; Kretschmar; эта т. зр. в наст. время считается наиболее вероятной.

В Балтиморском катехизисе 1921 г. А. интерпретировалась как напоминание о том, что конфирмируемый должен быть готов претерпеть за Христа все, вплоть до смерти (Ч. 3. Вопрос 689). Эта готовность в вероучительных документах католич. Церкви трактуется как один из главных плодов совершаемого таинства (Thom. Aquin. Sum. th. III 63. 2; Догматическая конституция Ватиканского II Собора «Lumen gentium», § 11; Катехизис Католической Церкви. Ч. 2. Разд. 2. Гл. 1). Однако в ходе реформы католич. богослужения в 70-х гг. XX в. (см. Novus ordo) в новом издании текста чина конфирмации (Ordo confirmationis. 1971) указание о совершении А. опущено.

Лит.: Herwegen I. Germanische Rechtssymbolik in der römischen Liturgie. [S. l.,] 1913. Darmstadt, 1962. S. 10-21. (Libelli; 66); Nisbet G. The festuca and alapa of manumission // J. of Roman Stud. L., 1918. Vol. 8; Валлон А. История рабства в античном мире. [М.,] 1941. С. 459; Schmidt-Clausing F. Firmung // RGG. Bd. 2. Sp. 967; Rhighetti M. Storia liturgica. Mil., 1959. Vol. 4. P. 160; Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме. Л., 1963. СПб., 2000п. С. 268-269, 337; Davies J. G. A Select Liturgical Lexicon. L., 1965; Kretschmar G. Firmung // TRE. Bd. 11. S. 199; Словарь античности / Сост. Й. Ирмшер, Р. Роне. М., 1989, 19922. С. 401; Fortesque, O'Connell. The Ceremonies of the Roman Rite. P. 354-355; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998. С. 73; Катехизис Католической Церкви. М., 1998. С. 309-310.
С. И. Никитин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
  • AGNUS DEI Агнец Божий [лат.]
  • АДВЕНТ в западном богослужении период, предшествующий празднику Рождества Христова
  • АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение