(Лавров-Платонов Александр Федорович; ок. 1830-9.11.1890), архиеп. Литовский и Виленский, духовный писатель. Сын священника с. Семеновского Пошехонского у. Ярославской губ. По окончании курса в Ярославской ДС в 1850 г. поступил в МДА, к-рую окончил весной 1854 г., в окт. назначен бакалавром по кафедре церковного красноречия и законоведения. Весной 1855 г. получил степень магистра за соч. «Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом». Был оставлен в академии; до 1870 г. занимал в ней должность помощника библиотекаря и библиотекаря; преподавал в разное время церковное законодательство, греч. язык, церковную словесность, получил звание профессора. В 1877 г. скончалась супруга Александра Федоровича, и в 1878 г. он принял монашество с именем А. 17 марта 1878 г. возведен в сан архимандрита и настоятеля Саввина Сторожевского мон-ря, 30 апр. того же года хиротонисан во епископа Можайского и назначен вторым викарием Московской митрополии. 22 янв. 1883 г. А. стал епископом Дмитровским и первым викарием. 9 марта 1885 г. назначен епископом Таврическим и Симферопольским, но не успел выехать из Москвы - получил новое назначение, на Литовскую кафедру (11 мая). С 20 марта 1886 г. архиепископ.
После судебной реформы Александра II Николаевича (1864) Святейшим Синодом в 1870 г. был образован совещательный комитет по реформе для публичного обсуждения и обновления духовного судопроизводства (см. Церковный суд). В комитете с момента его основания имели место острые противоречия между либеральным большинством и консервативным меньшинством, сплотившимся вокруг А. Ф. Лаврова-Платонова. Он считал неприемлемым с т. зр. церковного права перенесение основного принципа судебной реформы 1864 г., а именно четкого разделения судебной и исполнительной власти, в сферу духовного суда. Прежде чем закончилась работа над проектом, проф. А. Ф. Лавров-Платонов анонимно опубликовал сочинения «Предполагаемая реформа церковного суда» (1873) и «Чего желать для нашей Церкви» (1882-1885. Вып. 1-2). Первое из них направлено против проекта обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. А. Толстого, склонявшегося к освобождению светских лиц от церковной подсудности (по делам бракоразводным и др.) и гл. обр. к коренному преобразованию духовного суда: перенесению судебной власти от епархиальных архиереев к выборным пресвитерским судам. В этих работах, а также в ряде статей в ПрТСО А. подверг проект комитета критике, отстаивая исключительное право епископата на осуществление судебной власти в Церкви,- критика дала канонические аргументы противникам реформы. В 1873 г. проект был направлен для обсуждения епархиальным архиереям и консисториям. Их позиция оказалась отрицательной. В результате столь единодушного непринятия епископатом судебная реформа не состоялась и проект ее был погребен в синодальных архивах.
Под редакцией А. в 1875-1884 гг. московским ОЛДП был осуществлен капитальный труд «Правила святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец с толкованиями».