ИОСИФ ХАЗЗАЯ
Том XXVI , С. 76-78
опубликовано: 14 января 2016г.

ИОСИФ ХАЗЗАЯ

Содержание

[сир.   ] (VIII в.), восточносир. писатель. Прозвище Хаззая нек-рые ученые (Й. Хофман, У. Райт) считали производным от топонима Хазза (близ Арбелы, ныне Эрбиль, Ирак); совр. исследователи интерпретируют его как сир. отглагольное имя со значением «зрящий» и связывают его с учением И. Х. о мистическом зрении.

Основным источником сведений об И. Х. является «Книга целомудрия» Ишоднаха, еп. Басрского (IX в.), который, вероятно, опирался на упоминаемое им Житие И. Х., написанное современником последнего Несторием из Бет-Нухадры.

И. Х. род. в семье перса-зороастрийца в «городе Нимрода» (по-видимому, речь идет о Тарсе Киликийском). В 7 лет он попал в плен к арабам, посланным в город халифом Умаром II (717-720). Сначала он был куплен арабом-мусульманином из Синджара (на северо-востоке совр. Ирака), через 3 года - христианином из Карду. Под впечатлением от жизни монахов соседнего мон-ря Иоанна Камульского И. Х. крестился; он был освобожден из рабства и принял постриг в обители Мар-Слива в обл. Бет-Нухадра (ныне Сев. Ирак). После того как И. Х. провел нек-рое время в общежительном мон-ре, он мн. годы подвизался отшельником в мест. Араба в Карду, затем был избран настоятелем обители Мар-Бассима, жил в уединении на горе Зинай в Адиабене (на северо-востоке Ирака) и, наконец, стал настоятелем местного монастыря Раббан-Бохтишо. Дожил до глубокой старости, похоронен в монастыре Мар-Аткен.

В 786/7 г. (по мнению еп. Аддая Шера, в 790) на Соборе под председательством католикоса-патриарха Тимофея I И. Х. вместе с Иоанном Дальятским (см. Иоанн Саба) и Иоанном Апамейским подвергся осуждению гл. обр. за приверженность к учению Оригена о предсуществовании душ и к мистико-аскетическому учению о созерцании Света Божества человечеством Христа, хотя Собор представил и традиц. антимессалианские обвинения (Assemani. BO. T. 3/1. P. 100). При следующем католикосе, Ишо бар Ноне (823-828), осужденные были реабилитированы.

С IX в. известно о существовании ц. во имя И. Х. в халд. дер. Иши (ныне Онбудак, Юго-Вост. Турция), жители к-рой считали его своим покровителем и совершали его память в воскресенье, ближайшее к нач. нояб. В 80-х гг. XX в. халд. население деревни было вытеснено курдами и эмигрировало во Францию, в 90-х гг. деревня была разрушена. О совр. почитании И. Х. сведений нет.

Сочинения

И. Х. оставил большое лит. наследие; часть текстов подписывал именем брата Авдишо, также принявшего крещение и монашество. Согласно «Каталогу», который составил Авдишо бар Бриха (Ɨ 1318; Ibid. P. 102-103), И. Х. написал 1900 трактатов, в т. ч. «О созерцании и практике», «О значении великих праздников», «Книгу ризничего» (предположительно отождествляется с сохранившимися «Вопросоответами»), историческое соч. «Рай восточных» в 2 томах, «Письма о возвышенности иноческой жизни», а также ряд толкований: на «Книгу купца» (имеется в виду сочинение аввы Исаии Скитского), на видение прор. Иезекииля, на «Главы о ведении» (очевидно, «Умозрительные главы» Евагрия Понтийского), на видение Мар Григория (об апокрифическом видении, приписываемом свт. Григорию Богослову, см.: Ibid. P. 103. Not. 3), на «Ареопагитики». Все эти сочинения, за исключением небольших фрагментов, утрачены.

В собрании монастырской б-ки Сеерта хранились рукописи, включавшие сочинения И. Х. «Главы о ведении» (Seert. 78) и «Вопросоответы» (Seert. 79); они считаются пропавшими во время первой мировой войны, их содержание известно из описаний еп. Аддая Шера. «Вопросоответы» - одно из самых больших произведений И. Х. На основании того что его 5-я гл. посвящена, в частности, теме наказаний человека, о чем, как сообщает Авдишо бар Бриха, говорится и в «Книге ризничего», еп. Аддай Шер и вслед за ним Р. Бёле считали, что речь идет об одном и том же произведении. Значительная часть «Глав о ведении» идентифицирована в одноименном корпусе Иоанна Дальятского (Beulay. 1972). Ряд сочинений из рукописи Seert. 78, к-рые еп. Аддай Шер считал разделами «Глав о ведении», И. Ортис де Урбина отнес к самостоятельным произведениям И. Х.

В 1934 г. А. Мингана опубликовал по рукописи Mingana. syr. 601 сочинения И. Х. «О духовном умозрении», «О безмолвной молитве», «О действии движений, появляющихся в уме во время молитвы», «Письмо к другу, попросившему рассказать, какими упражнениями приблизиться к Богу» («Пятое письмо Иосифа Хаззаи»; более полную версию см. в: Khalifé-Hachem E. Deux textes du Pseudo-Nil identifiés // Melto. Kaslik, 1969. Vol. 5. N 1. P. 24 ss.) и «Письмо к другу о действии благодати», к-рое вместе с др. письмом на ту же тему ошибочно приписывается в рукописях Иоанну Сабе.

В наст. время считается доказанным, что И. Х. принадлежит письмо «О трех степенях иноческой жизни», сохранившееся в краткой и пространной редакциях; в рукописях оно атрибутируется Филоксену, еп. Маббугскому (Ɨ 523). В слав. традицию это произведение вошло под именем прп. Исаака Сирина (в рус. пер. Слово 55).

Отдельные трактаты И. Х. содержатся в рукописях Vat. syr. 509; Vat. Borg. syr. 88; Lond. Brit. Lib. Add. 17262; Mingana. syr. 47, 566 и др., а также в нек-рых рукописях из собрания мон-ря Зачатия Пресв. Богородицы близ сел. Алкош в Ираке (подробнее см.: Sherry. 1964; Beulay. 1974).

Учение

Пока не опубликованы все произведения И. Х., невозможно дать исчерпывающее описание его богословских взглядов. В вопросах христологии И. Х. является представителем антиохийской школы: он исповедует Христа в двух естествах, двух ипостасях и одном лице. Наиболее яркую черту богословия И. Х., за к-рую его и осудил Собор 786/7 г., составляет его отношение к возможности созерцать Божество: «Кроме человечества Христова, ни ангелы, ни люди не могут зреть Бога ни в этом веке, ни в будущем. Человечество Христово как зеркало, в котором все разумные существа, видимые и невидимые, увидят Бога Слова, обитающего в нем [человечестве]» («Главы о ведении» XXVII 30; Scher. 1910. P. 57).

Круг чтения И. Х. (Священное Писание, сочинения Евагрия Понтийского, «Ареопагитики», Макариевский корпус (см. в ст. Макарий Великий)) предопределил его интерес к аскетике и мистике. В аскетике он следует Евагрию; в соответствии с восточносир. мистической традицией И. Х. считал его святым. В произведениях И. Х. встречаются мн. темы сочинений прп. Исаака Сирина: напр., он уделяет большое внимание «светоносному зраку» (особой способности просвещенного ума), к-рый составляет твердь сердца, подобную «сапфировому небу». Учение И. Х. близко также к взглядам Иоанна Дальятского и Симеона д-Тайбуте (VII в.).

По мнению А. Гийомона (Guillaumont. 1958), мистико-аскетическое учение И. Х. основано на оригенизме и мессалианстве, под к-рым в данном случае следует понимать специфический опыт сир. аскетов, макариевскую, или экспериментальную (термин Гийомона), мистику. Вслед за Евагрием Понтийским и «Ареопагитиками» И. Х. выделяет 3 этапа аскетики, ведущие к мистическому прозрению: телесный, душевный (психический) и духовный. На телесном этапе бесы искушают подвижника эгоизмом, унынием, стремлением к бродяжничеству, чревоугодием, блудной похотью, гневом и тщеславием; на душевном - посредством мыслей и образов, и только на духовном этапе происходят освобождение от страстей и просвещение Божественной благодатью. На душевном этапе подвижник проливает слезы печали о людях или слезы радости при созерцании Божия творения; на духовном этапе для слез уже не остается места. Найти Бога человек может через любовь, но, чтобы получить любовь, необходима молитва: «Непрестанная молитва - это свет души, исполнение всех заповедей и умопостигаемый крест, о котором Господь наш сказал, что всякий, кто взял свой крест и следует за Ним, наследует жизнь вечную» (Early Christian Mystics. P. 259). «Тишину» И. Х. рассматривает как промежуточное состояние (сферу) в восхождении к сфере духовной. Говоря о состоянии совершенства, И. Х. употребляет оригинальное понятие «огненный импульс» (  ; Ibid. P. 262): он действует в душе во время созерцательного экстаза, от него исходит благовоние, от к-рого душа пробуждается от смерти к жизни, становится бесстрастной и опьяняется, как будто от крепкого вина.

О приверженности И. Х. к учению Оригена можно говорить лишь с большой долей условности. Он признавал, что души были сотворены до тел, однако, по-видимому, не разделял ошибочных мнений Оригена о предсуществовании миров и апокатастасисе. Согласно И. Х., все души, как праведных, так и нечестивых, обитают в преддверии рая (букв. - «умопостигаемом саду») до момента всеобщего воскресения, после чего для нечестивых видение Бога станет источником страданий. Вопрос о вечности мучений решается неоднозначно: подобно Оригену, И. Х. считает пределом мучений грешников милосердие Божие.

Соч.: A Letter of Philoxenus of Mabbug Sent to a Friend / Ed., transl. G. Olinder. Göteborg, 1950 [изд. под именем Филоксена Маббугского]; Early Christian Mystics / Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1934. P. 148-184 [англ. пер.], 256-281 [сир. текст]. (Woodbrooke Stud.; 7); Joseph Hazzaya. Lettre sur les trois étapes de la vie monastique / Éd., trad. P. Harb, F. Graffin, M. Albert. Turnhout, 1992. (PO; T. 45. Fasc. 2); La collection des lettres de Jean de Dalyatha / Éd., trad. R. Beulay. Turnhout, 1978. P. 500-521. (PO; T. 39. Fasc. 3) [2 письма под именем Иоанна Дальятского]; Rabban Jausep Hazzaya. Briefe über das geistliche Leben und verwandte Schriften: Ostsyrische Mystik des 8. Jh. / Eingel., überz. G. Bunge. Trier, 1982.
Ист.: Jésusdenah, évêque de Baçrah. Le livre de la chasteté / Publ., trad. J.-B. Chabot // Mélanges d'archéologie et d'histoire. P., 1896. Vol. 16. P. 278-279.
Лит.: Райт. Очерк. С. 88-89; Scher A. Joseph Hazzaya, écrivain syriaque du VIIIème siècle // CRAI. 1909. Vol. 53. N 4. P. 300-307 (Idem // RStO. 1910. Vol. 3. P. 45-63); Baumstark. Geschichte. S. 222-223; Guillaumont A. Sources de la doctrine de Joseph Hazzaya // L'Orient syrien. 1958. Vol. 3. Fasc. 1. P. 3-24; Sherry E. J. The Life and Works of Joseph Hazzaya // The Seed of Wisdom: Essays in Honour of T. J. Meek / Ed. W. S. McCullough. Toronto, 1964. P. 78-91; Ortiz de Urbina. PS. P. 147-148; Harb P. Faut-il restituer à Joseph Hazza ya  la «Lettre sur les trois degrés de la vie monastique» attribuée à Philoxène de Mabbug? // Melto. Kaslik, 1968. Vol. 4. N 2. P. 13-36; Beulay R. Des Centuries de Joseph Hazzaya retrouvées? // PdO. 1972. Vol. 3. P. 5-44; idem. Joseph Hazzaya // DSAMDH. 1974. Vol. 8. Col. 1341-1349; idem. La Lumière sans forme: Introd. à l'étude de la mystique chrétienne syro-orientale. Chevetogne, [1987]; Blum G. G. Nestorianismus und Mystik // ZKG. 1982. Bd. 93. S. 286-290; Bunge G. Le «lieu de la limpidité»: A propos d'un apophtègme énigmatique: Budge II, 494 // Irénikon. 1982. Vol. 55. P. 7-18; Sed N. La Shekhinta et ses amis «araméens» // Mélanges A. Guillaumont: Contributions à l'étude des christianismes orientaux. Gen., 1988. P. 233-242; Albert M. La doctrine spirituelle de Joseph Hazzaya // De la conversion / Ed. J.-Ch. Attias. P., 1997. P. 205-215; Olickal Th. The Three Stages of Spiritual Realization According to Joseph Hazza ya . Changanassery, 2000. (Catholic Theological Studies of India; 4).
А. В. Муравьёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГРИГОРИЙ КИПРСКИЙ восточно-сир. мон. и аскетический писатель 1-й пол. VII в., принадлежавший к Церкви Востока
  • ДАНИИЛ БАР ТУВАНИТА (кон. IX в.), еп. Тахала (обл. Бет-Гармай), восточносир. богослов и писатель
  • ИОАНН БАР ПЕНКАЙЕ (VII в.), восточносир. мон., писатель
  • ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения