[Раиса; греч. ῾Ηραΐς, ῾Ιεραΐς, Ραΐς] († нач. IV в.), мц. (пам. 5 и 23 сент., 5 марта). Источником сведений об И. являются краткие сказания в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.). Согласно заметке, помещенной в Синаксаре К-польской ц. под 5 сент., И. была дочерью священника и с 12 лет избрала для себя монашескую жизнь. Однажды она увидела арестованных связанных женщин и, подойдя к ним, спросила, за что их арестовали. Узнав, что они пострадали за христ. веру, святая открыто заявила, что и она христианка, и была схвачена. Вместе с другими ее доставили к епарху Александрии Кулькиану. Он, подвергнув арестованных тщательному допросу, приказал усечь их мечами, что и было исполнено. Кулькиан упоминается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. IX 11) в связи с гонениями имп. Максимина (305-313), это позволяет датировать кончину святой нач. IV в.
В Синаксаре К-польской ц. память И. приводится также под 23 сент. с указанием, что святая происходила из местности Тама в Египте.
Сказания под 23 сент. из Минология имп. Василия II и Синаксарей семейства С немного отличаются от сказаний из Синаксаря К-польской ц. В этих источниках сообщается, что И. была родом из Александрии. Выйдя однажды из обители, в к-рой она подвизалась, чтобы набрать воды, И. увидела корабль, подходящий к берегу. На корабле был правитель города, а с ним множество связанных христиан: пресвитеров, диаконов, святых жен и дев. И. открыто объявила, что верует во Христа, и попросила стражей забрать ее вместе с остальными. Мученики были доставлены в Антинополь (Антиною), где их подвергли различным истязаниям. Однако никто из них не поклонился идолам, и тогда они были обезглавлены. Первой была казнена И. В этих сказаниях имя правителя города не указано.
В греческие печатные Минеи, а затем в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца вошли сказание в неск. измененном виде и двустишие, посвященное И. Там упоминается имя отца И.- Петр, епарх назван Лукианом, местность - Тамма (Вата), император, при к-ром произошли эти события,- Максимианом. Прп. Никодим также считал, что правильным написанием имени является вариант Ραΐς (Раиса), к-рый встречается в нек-рых рукописях Синаксаря под 5 сент. и в двустишии.
Кроме того, память некой Ираиды (без сказания) встречается в Синаксаре К-польской ц. еще неск. раз: 5 окт., 5 (в нек-рых рукописях 4) марта и 30 мая. 5 окт. отмечается память мученицы Ираиды «из г. Мемфиса», 30 мая - «мц. Ираиды в ее мартирии». 4 или 5 марта вместе с И. упоминаются Архелай и 152 Антинойских мученика, из к-рых по именам известны Фотий и Кирилл. Архиеп. Сергий (Спасский) считал, что 5 и 23 сент. отмечается память одной и той же святой, а в марте - память др. мученицы. По мнению И. Делеэ, во всех случаях имеется в виду И. Кроме того, он предположил, что чествование И. 5 сент. появилось в результате смешения почитания И. с почитанием одной из дочерей ап. Филиппа, носившей это имя, которая, видимо, первоначально упоминалась в Житии ее сестры мц. Ермионии 4 сент., а затем ее память была перенесена на следующий день (Delehaye. 1922. P. 82). В современном календаре РПЦ память И. отмечается 5 марта, святая фигурирует как отдельное лицо.
Помимо этого в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. VI 4), рассказано о некой Ираиде, пострадавшей в правление имп. Септимия Севера (193-211), однако, в связи с тем что датировка жизни двух мучениц отличается примерно на век, а также из-за разного характера казни, можно предположить, что у Евсевия речь идет о др. одноименной святой (см. ст. Ираида, мц. (без дня пам.)).
В Мартирологе блж. Иеронима под 28 июня среди др. 23 мучеников, пострадавших в Африке (и конкретно в Александрии), упоминается некая Иренея. Архиеп. Сергий (Спасский) не считал возможным отождествить ее ни с одной из вышеупомянутых мучениц. Однако Делеэ предположил, что в данном случае имеется в виду И., написание имени к-рой подверглось искажению.
В копто-араб. Александрийском Синаксаре под 14 тобе (9 янв.) приводится память мц. Махарати, чья биография совпадает с жизнеописанием И. из Синаксаря К-польской ц. (ей также было 12 лет, ее отец был священником, она происходила из г. Тамау и пострадала при правителе Каликане в Антиное) (SynAlex. Vol. 3. P. 597-598), что позволяет предположительно отождествить эту мученицу с И.
В этом же Синаксаре 28-го числа месяца тоута (25 сент.) отмечается память мч. Апатера (Абадира) и его сестры Ирины (к-рая в нек-рых рукописях названа Ираидой) (Ibid. Vol. 1. P. 304-305). В данном сказании также прослеживается сходство с фактами биографии И.: мученики пострадали в Антиное во времена имп. Диоклетиана (284-305), т. е. совпадают место и время мученической кончины, а также близки дни их памяти. Однако в синаксарной заметке и в 2 версиях Мученичества этих святых речь в первую очередь идет об Апатере, а о его сестре известно мало, поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что она является одним лицом с И.
Кроме того, существует копт. Мученичество некой Ираиды, опубликованное по единственному папирусу, имеющему большие лакуны (BHO, N 376). День ее памяти - 14 тобе (9 янв.). Факты биографии святой, приведенные в Мученичестве, также во многом совпадают с событиями из жизни И., что позволяет отождествить этих мучениц.