ИРИНА
Том XXVI , С. 374-376
опубликовано: 24 февраля 2016г.

ИРИНА

Содержание

(сер. IX - сер. X в.), прп. (пам. греч. 28 июля), игум. Хрисовалантского монастыря (К-поль). Источником сведений о жизни И. является ее Житие, написанное неизвестным автором. Оригинальный текст, созданный, по мнению швед. византиниста Я. У. Розенквиста, в последние 2 десятилетия X в., не сохранился. Известны 7 рукописей (XIII-XVII вв.), содержащих текст Жития.

Житие

открывается описанием событий, предваряющих Торжество Православия (восстановление иконопочитания в 843, подробнее см. в ст. Торжество Православия, чин): смерти имп. Феофила (829-842), начала регентства его жены, имп. св. Феодоры, К-польского Поместного Собора, осуждения иконоборческой ереси. Далее следует рассказ о том, как Феодора молилась о прощении своего покойного мужа, имп. Феофила. По ее просьбе св. отцы, принимавшие участие в Соборе и в особенности претерпевшие мучения от рук иконоборцев, составили список с именами всех причастных к иконоборческой ереси, в т. ч. и Феофила, положили документ на алтарь в храме Св. Софии и неск. дней молились о спасении души покойного императора. По истечении установленного срока документ был вскрыт и оказалось, что имя Феофила исчезло из списка еретиков.

Прп. Ирина Хрисовалантская. Икона. ХХ в. (частное собрание)Прп. Ирина Хрисовалантская. Икона. ХХ в. (частное собрание)

После этого Феодора задумала женить сына имп. Михаила III (842-867). Она разослала по всей империи письма знатным семьям, в которых воспитывались благочестивые красивые девушки. В К-поль на смотр невест стали съезжаться претендентки, в их числе были И. и ее старшая сестра Каллиника, которой, по сообщению агиографа, было суждено стать супругой кесаря Варды, отрицательно охарактеризованного в тексте дяди имп. Михаила по матери.

И. проходила мимо горы Олимп Вифинский, где в то время подвизался прп. Иоанникий Великий, известный помимо прочего даром быть видимым только тем, кто были достойны этого. И. уговорила сопровождающих позволить ей подняться к преподобному. Увидев И., святой приветствовал ее, назвав по имени, и сообщил, что в ней нуждается Хрисовалантский мон-рь. И. удивилась, что старец говорил ей об обители, о которой она прежде ничего не слышала.

В К-поле И. была с почестями встречена знатными родственниками, нек-рые из них были приближенными императора. Узнав о том, что Михаил уже избрал себе жену, И. обрадовалась и решила отказаться от мирской жизни, несмотря на то что мн. знатные и богатые люди столицы предлагали ей руку и сердце. Она занялась поисками обители в К-поле и вспомнила пророчество прп. Иоанникия. И. раздала часть своего имущества бедным, а другую часть принесла в дар Хрисовалантскому мон-рю, где и приняла постриг. Впосл. святая никогда не покидала обитель, пренебрегая даже приглашениями во дворец.

В мон-ре И. проявляла чудеса смирения и послушания, выполняла самую трудную и неприятную работу, изумляя игумению и сестер. У нее была всего одна рубашка и одна ряса. Питалась она хлебом, водой и овощами. Усердно читала Свящ. Писание, и творения св. отцов и жития подвижников, в числе к-рых было Житие прп. Арсения Великого. Из него она узнала, что преподобный на закате вставал лицом к востоку и с поднятыми руками простаивал до рассвета. По благословению игумении святая стала подражать прп. Арсению Великому и вскоре могла дни и ночи стоять с воздетыми руками. Только настоятельница монастыря знала об этом подвиге.

После 3 лет благочестивой жизни бесы стали искушать И., напоминая ей о знатности ее рода, о богатстве и мирских наслаждениях, запугивали во время ночных стояний. Но И. призывала в заступники Спасителя, Пресв. Богородицу и архангелов Михаила и Гавриила, во имя к-рых был освящен главный храм мон-ря, и вскоре искушения отступили.

Молва о ней распространилась среди ее родственников и среди жен и дочерей членов синклита; мн. знатные девушки под влиянием И. изменили свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

На смертном одре настоятельница мон-ря назначила И. преемницей. Зная, что святая по своему смирению вряд ли согласится принять руководство обителью, инокини решили отправиться к свт. Мефодию I, патриарху К-польскому, чтобы просить его назначить им игумению. Патриарх Мефодий, чудесным образом прозрев волю усопшей настоятельницы, рукоположил И. во диакониссу и утвердил ее назначение игуменией.

Для того чтобы лучше справляться со своими обязанностями, И. молила Бога даровать ей способность читать в сердцах и душах людей. Ей было видение ангела, к-рый неотступно сопровождал ее и открывал тайные помыслы сестер. Однажды во время ночного бдения И. обступили бесы и подожгли ее одежды. Одна из сестер почувствовала запах гари и, испугавшись пожара, бросилась в келью настоятельницы. И., охваченная огнем, стояла неподвижно и молилась. Монахиня сбила пламя, но И. укорила ее, сказав, что уже видела венец, который ангел хотел возложить ей на голову. Инокиня в слезах сняла со святой еще тлеющую одежду, которая пристала к телу и благоухала.

И. предупредила свою сестру о грядущем убийстве ее мужа кесаря Варды и имп. Михаила III. Но Варда не внял ее словам. Он и Михаил были убиты, императором стал Василий I Македонянин (867-886).

В это время некая знатная девушка из Каппадокии приняла постриг в Хрисовалантском мон-ре, что повергло в уныние юношу, сватавшегося к ней. В отчаянии юноша обратился к колдуну, к-рый обещал вернуть девушку с помощью магических предметов и ритуалов. Молодая монахиня начала испытывать приступы страсти к оставленному ею жениху, стала выкрикивать имя юноши, угрожать самоубийством. И. призвала всех сестер соблюдать строгий пост и молиться об ее исцелении. На 3-й день И. было видение: перед ней предстал свт. Василий Великий, к-рый также происходил из Каппадокии, и повелел привести одержимую во Влахернский храм Божией Матери. И., выполнив указания святого, увидела во сне Богородицу, Которая призвала вмц. Анастасию Узорешительницу и поручила ей и свт. Василию узнать о причине одержимости. Во время молитвы в Хрисовалантской обители в воздухе появились вмц. Анастасия и свт. Василий Великий и сбросили в руки И. узел, где оказались магические предметы, с помощью к-рых осуществлялось колдовство. Они были немедленно сожжены, и одержимая девушка исцелилась.

И. пребывала в постоянном сокрушении о своих грехах и стяжала дар обильных слез. Чтобы не привлекать внимания, святая попросила сделать в полу храма небольшое углубление с крышкой. Во время службы она наклонялась к этому углублению, закрывала лицо ладонями, чтобы никто не видел ее слез, и проводила в таком положении всю службу, так что иногда поток слез начинал переполнять выемку. Углубление в полу храма, как сообщает автор Жития, могли видеть и его современники.

Уход за монастырским виноградником был поручен юноше по имени Николай. Он воспылал преступной страстью к одной из насельниц. Однажды ночью, когда Николай предавался греховным помыслам, его разум помутился, он начал метаться по земле с пеной у рта. Утром И., прозрев причину болезни Николая, послала его в храм вмц. Анастасии, где он оставался в течение мн. дней, но не получал исцеления. И. недоумевала, почему великомученица не избавляет юношу от болезни. Тогда вмц. Анастасия, явившись И. во сне, сказала, что И. должна сама исцелить юношу. Одержимого привели в мон-рь и привязали цепями к одной из колонн в храме. И. боялась, что исцеление Николая привлечет к ней внимание и все узнают о ее даре. Святая решила совершать вместе со всеми сестрами мон-ря ежедневные молитвы, чтобы избавление от одержимости произошло постепенно. Но однажды во время Божественной литургии одержимый разорвал цепи и ринулся в сторону священника, совершавшего богослужение. Святая запретила одержимому двигаться и приказала бесу покинуть тело юноши. Николаю же велела на вопросы о том, кто исцелил его, отвечать, что это совершил Господь предстательством архангелов Михаила и Гавриила.

Однажды ночью одна из монахинь увидела настоятельницу, воспарившую над землей. Два кипариса склонились перед ней в знак почтения и оставались в таком положении, пока святая не осенила их крестным знамением. Свидетельница чуда сумела повязать верхушки кипарисов шелковыми платками до того, как деревья распрямились. О чуде стало известно, только когда сестры заметили эти платки на вершинах кипарисов.

Во время ночной молитвы И. услышала голос, возвестивший о некоем необычном визите. Наутро в монастырь пришел капитан корабля. Он рассказал, что, когда он плыл мимо о-ва Патмос, его корабль был остановлен почтенным старцем (позднейшая традиция отождествляет его с ап. Иоанном Богословом), к-рый говорил с ним с берега в необитаемой части острова. Резкие порывы ветра не давали кораблю причалить, поскольку место это было скалистым. По велению старца корабль остановился. Ступая по волнам, старец приблизился к кораблю и отдал моряку 3 яблока с просьбой передать их патриарху К-польскому свт. Игнатию, а затем - еще 3 яблока для прп. И., сообщив, что эти яблоки из рая. И. после недельного поста съела одно яблоко и в течение 40 дней не вкушала пищи и не пила воды. В Страстной четверг, после приобщения Св. Таин, И. разделила 2-е яблоко между сестрами мон-ря. Третье яблоко святая сохранила.

Некто из рода И. был арестован по ложному доносу о злоумышлении против имп. Василия I. Император приказал бросить узника в море. В отчаянье родственники несчастного обратились за помощью к И. В ночном видении святая явилась императору, назвала себя и повелела освободить невинного под страхом смерти. Наутро император, который посчитал видение результатом колдовского наваждения, стал допрашивать узника; тот отрицал свое участие в этом деле, но признал, что знает И., и указал, где можно ее найти. Император послал слуг в Хрисовалантский мон-рь. И., от лица к-рой исходил луч света, повторила им все, что прежде в ночном видении сказала императору. Во время беседы один из слуг написал ее портрет. Император узнал в И. женщину, явившуюся ему во сне, и немедленно освободил ее родственника, а святой послал письмо, в котором признал свою ошибку.

В престольный праздник соборного храма И. получила предсказание, что в следующем году она будет участвовать в этом торжестве в последний раз. Год спустя И. отказалась принимать пищу, кроме райского яблока. На 3-й день святая назначила мон. Марию своей преемницей и после продолжительной молитвы скончалась. Весть о ее кончине быстро разнеслась по городу, и толпы народа, в т. ч. жены и дочери синклитиков, пришли в монастырь. По свидетельству агиографа, святая преставилась в возрасте 97 лет. Агиограф сообщает, что ее могила была источником чудес и почиталась многими, в особенности теми, кто нуждались в защите от наветов и клеветы.

Научная проблематика

Хронология Жития непоследовательна и имеет ряд несоответствий. Так, имп. Михаил III, чьей невестой могла стать И., род. в 840 г. и женился на Евдокии Декаполитиссе в 855 г. Очевидно, что И. должна была быть ровесницей императора или младше его. Однако, согласно Житию, на пути в К-поль она встречалась с прп. Иоанникием Великим, к-рый умер в 846 г. Эта встреча исключает возможность участия И. в смотре имп. невест, к-рый состоялся через 10 лет, следовательно, когда императору было 6 лет, И. уже была в возрасте невесты. Из-за хронологических расхождений трудно установить время рождения и смерти И. Скорее всего она жила между 840 и 940 гг. или, согласно Розенквисту, между 830 и 930 гг. Путаница в хронологии может свидетельствовать и о том, что Житие было написано гораздо позже упоминаемых в нем событий. Розенквист предполагает, что автор Жития - либо одна из насельниц Хрисовалантского мон-ря, либо женщина из рода И.

Житие служит ценным источником сведений о роли магии в быту византийцев в сер. IX - сер. X в.

Хрисовалантский мон-рь (от греч. χρυσός - золото и βαλάντιον - кошелек) получил свое название в связи с легендой о его основании. Согласно преданию, некий знатный человек по имени Николай или Никита, занимавший должность доместика схол, нашел кошелек с золотом и решил построить мон-рь на месте чудесной находки. Время основания мон-ря неизвестно. Главный храм обители был посвящен арх. Гавриилу (в нек-рых источниках - арх. Михаилу, а в Житии прп. И. упом. ц. Чиноначальников), др. храм - вмч. Пантелеимону. В часовне главного храма находилось погребение И. Мон-рь, по-видимому, располагался недалеко от цистерны Аспара, по словам Жития, в живописном, удаленном от многолюдных кварталов месте. Агиограф сообщает, что ранее мон-рь был мужским, но, как и мн. др. мон-ри, вслед. политики преследования монашествующих в эпоху иконоборчества пришел в упадок и опустел. Незадолго до описываемых в Житии событий обитель была восстановлена как женская.

Почитание И. в XX в.

Икона И. была написана на Афоне мон. Нектарием. Святая изображена между 2 кипарисами держащей в руке 3 яблока. В 1920 г. Нектарий, сопровождаемый мон. Кириллом (Лемониасом), принял мученическую кончину от турок в Смирне (ныне Измир, Турция). Икона И. была вывезена с Афона архим. Паисием (Филиокалиотакисом), духовным отцом женщины по имени Лемония. В 1926 г. 20-летняя Лемония приняла монашеский постриг с именем Мелетия и решила основать мон-рь. Был приобретен участок земли в мест. Ликовриси (ныне в черте Б. Афин). Когда началось строительство церкви, И. явилась во сне рабочему Михаилу Герасимосу. Святая указала ему др. место, где должна быть построена церковь. Такое же видение было и одной из монахинь, и план строительства был изменен. Архим. Паисий посоветовал Мелетии († 1977) освятить храм во имя И., чтобы святая стала покровительницей обители. Рядом с церковью была построена часовня, посвященная 2 великомученикам Феодорам. Строительство обители было закончено в 1930 г. Мозаики кафоликона мон-ря прп. И. выполнены мастером В. Цоцонисом в 1985-1989 гг. Эта обитель стала 1-м мон-рем, посвященным И., кроме Хрисовалантского мон-ря в К-поле. Мон-рь принадлежит старостильной «Церкви истинных православных христиан». От иконы, написанной Нектарием, происходят чудеса, что стало привлекать к ней паломников со всего мира. Описания чудес публикуются в периодическом издании, выпускаемом мон-рем.

Последование И. было написано афонским мон. Герасимом Микраяннанитом между 1930 и 1950 гг.

О мощах прп. И. точных сведений нет.

В юрисдикции К-польского Патриархата находится мон-рь во имя прп. И., расположенный в Нью-Йорке (США).

Ист.: BHG, N 952; ActaSS. Iul. T. 6. P. 602-634; SynCP. Col. 854; Rosenqvist J. O. The Life of St. Irene, Abbess of Chrysobalanton: Critical Edition with Introd., Notes and Indices. Uppsala, 1986.
Лит.: Janin R. Irene // BiblSS. Vol. 7. Col. 885-886; idem. Églises et monastères. P. 540-541; Rydén L. The Bride-shows at the Byzantine Court: History or Fiction? // Eranos. 1985. Vol. 83. P. 175-191; Laiou A. Mariage, amour et parenté à Byzance aux XI-XIII siècles. P., 1992. P. 81-82; Coulie B. Irène (6) // DHGE. T. 25. Col. 1465-1466; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 125; Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 52-53; Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М., 2003.
Е. В. Шабля
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
  • ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта)
  • ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель
  • ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)