ИРИНАРХ
Том XXVI , С. 413-416
опубликовано: 3 марта 2016г.

ИРИНАРХ

Содержание

Иринарх (Попов), архиеп. Подольский и Брацлавский. Литография. Кон. 50-х – нач. 60-х гг. XIX в.Иринарх (Попов), архиеп. Подольский и Брацлавский. Литография. Кон. 50-х – нач. 60-х гг. XIX в.(Попов Яков Дмитриевич; 23.10.1790, с. Долгое Курского у. и губ.- 25.09.1877, Рязань), архиеп. Рязанский и Зарайский. Род. в семье священника. С 1804 г. обучался в Курской ДС в Белгороде, в 1814-1817 гг.- в СПбДА, окончил курс со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра через год (получил 16 сент. 1818). Впосл. архиеп. Палладий (Раев) называл И. «воспитанником гения», имея в виду его учебу в академии у архим. св. Филарета (Дроздова). 1 авг. 1817 г. в С.-Петербурге Попов был пострижен в монашество с именем Иринарх, 6 авг. рукоположен во диакона, 8 авг.- во иерея. С июля того же года И. преподавал церковную историю и древнееврейский язык в Орловской ДС. 24 июля 1818 г. назначен инспектором семинарии.

В 1819 г. И. был направлен в Бергамо (Италия) для служения в домовой церкви маркизы Терци (урожд. кнж. Елизавета Голицына). В авг. 1824 г. назначен первым настоятелем ц. в честь Рождества Христова при Российской миссии во Флоренции, служил и в домовой церкви Бутурлиных во Флоренции; гр. М. Д. Бутурлин упоминал И. в своих автобиографических «Записках» (см. подробнее: Талалай М. Г. Правосл. рус. церковь во Флоренции. Флоренция, 2000). В авг. 1827 г. с открытием ц. во имя свт. Николая Чудотворца при Российской миссии в Риме И. было поручено служить в ней по требованию посланника. Долгое время он являлся единственным рус. иереем в Италии. В нач. 1831 г. И. вернулся в Россию с прекрасными рекомендациями дипломатов (в одном из отзывов назван праведником за свою благочестивую жизнь). По предложению С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) в февр. 1831 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря. В дек. 1832 г. вызван на череду священнослужения в С.-Петербург. В апр. 1833 г. И., сохранив должность настоятеля Толгской обители, указом Святейшего Синода был назначен на 3 года настоятелем Преображенской ц., открытой при Российской миссии в Афинах. Храм, находившийся у подножия Акрополя, восстанавливался на российские средства. В 1833 г. архиереи независимой Греции при поддержке греч. правительства провозгласили автокефалию Элладской Правосл. Церкви. И., выступавший против автокефалии, написал работу «Общие замечания о состоянии церквей в Греческом королевстве», за которую имп. Николай I наградил его 200 червонцами. По состоянию здоровья в янв. 1835 г. И. вернулся в Россию.

3 мая 1836 г. И. был хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии, став первым главой нового вик-ства. Местом пребывания викария был определен Жёлтиков в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. В связи с учреждением вик-ства мон-рь в 1836 г. был переведен из 3-го во 2-й класс, в нем был организован хор из 12 чел.

15 сент. 1836 г. И. возглавил новообразованное Рижское вик-ство Псковской епархии, в к-рое вошли территории Курляндской и Лифляндской губерний. Занимался обустройством кафедрального Петропавловского собора и архиерейского дома в Риге. Особое внимание уделял организации работы Лифляндского духовного правления и его канцелярии. Благодаря трудам И. через некоторое время была учреждена отдельная Рижская епархия с духовной консисторией. Одной из главных задач, поставленных перед викарием, была борьба со старообрядчеством, в т. ч. через распространение единоверия. Спустя всего неск. дней после прибытия в Ригу епископ беседовал со старейшинами Гребенщиковской староверческой молельни о необходимости учреждения единоверческого прихода. В 1837 г. был открыт первый единоверческий храм в Риге. О деятельности епископа упоминал Н. С. Лесков в записке «О раскольниках города Риги, преимущественно в отношении к школам» (Рига, 1863. С. 37). Проявляя достаточно либеральное отношение к лютеранским традициям, И. полагал: «Во времена апостолов епископы были своего рода благочинными и стояли наравне со священниками. Поэтому лютеранам и нет нужды вводить епископальный порядок. Традиция, не опирающаяся на Священное Писание, не является обязательной» (Смолич. История РЦ. Ч. 1. С. 315).

При И. в среде латышей-лютеран началось движение за переход в Православие. Главной причиной было желание крестьян Прибалтики освободиться из-под гнета помещиков-лютеран. Непосредственным поводом стал голод в Лифляндии в нач. 40-х гг. XIX в. и слухи о том, что крестьян, перешедших в Православие, будут переселять в «теплые края». Так, в июле 1841 г. в архиерейский дом к И. приходило множество крестьян с просьбами о «милостях» и прошениями, чтобы епископ «сообщил правительству об их бедственном положении и помог ходатайствовать о переселении во внутренние губернии». Викарий сочувственно относился к этому движению, обильно жертвовал хлеб и деньги, но разъяснял крестьянам, что он «поставлен не для перевода из одной губернии в другую, а для присоединения к той церкви, которой он служил, желавших вступить в нее» (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. 1999. С. 163-164). Действия И. вызывали недовольство нем. дворян и лютеран. пасторов, а также Эстляндского, Курляндского и Лифляндского генерал-губернатора барона М. И. Палена, обвинявшего епископа в подстрекательстве к крестьянским волнениям. В конфликт вмешалась центральная власть, и И. было вынесено порицание. Указом имп. Николая I в кон. июля 1841 г. архиерею было запрещено принимать от латыш. крестьян прошения. Но поток просителей не прекращался. Так, 4 авг. неск. латышей с прошениями о присоединении их семей к Православию, добивавшиеся аудиенции у архиерея, были арестованы. В рапорте Синоду от 22 авг. 1841 г. И. сообщал: «Узнав достоверно, что изъявляющие желание присоединиться к православию преследуются без всякой пощады, особенно на местах своего жительства, я тотчас прекратил принятие прошений о присоединении» (Там же. С. 167).

Указом от 15 сент. 1841 г. Синод повелел И. «остановиться принятием прошений от лифляндских крестьян о присоединении их к православной Церкви до прекращения возникших между ними беспорядков». Духовенству рекомендовалось «изъяснять желающим» принятия Православия, что «для сего нужно знание правил веры, испытание в них и приготовление и тем отклонить оное до благоприятного времени, когда последует на то разрешение» (Там же. С. 497-498). Однако клеветнические доносы на И. не прекращались. 5 окт. 1841 г. имп. Николай I повелел И. немедленно отправиться в Псков и оставаться там в ведении епархиального начальства до дальнейших распоряжений. Из Пскова епископ был отправлен в Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, присылал оттуда письменные ответы на вопросы следствия. Он заявил, что волнения начались до первых контактов крестьян с правосл. духовенством и не могли быть спровоцированы священнослужителями. В итоге следствие пришло к выводу, что действия архиерея и правосл. духовенства в Лифляндии были безукоризненными. Удаление И. из Риги многие крестьяне воспринимали с горечью и сожалением, т. к. «видели в нем своего защитника», нек-рые из них приезжали к нему во Псков и Печерскую обитель. Узнав об этом, гр. Пален приказал оцепить мон-рь войсками (Там же. С. 173).

Иринарх (Попов), архиеп. Рязанский и Зарайский. Портрет. 60-е – нач. 70-х гг. XIX в. Мастерская Н. В. Жукова (РИАМЗ)Иринарх (Попов), архиеп. Рязанский и Зарайский. Портрет. 60-е – нач. 70-х гг. XIX в. Мастерская Н. В. Жукова (РИАМЗ)

28 окт. 1841 г. И. возглавил новое Острогожское вик-ство Воронежской епархии. В связи со слабостью здоровья Воронежского архиеп. Антония (Смирницкого) часто совершал богослужения в Воронеже, рукоположил многих ставленников. 12 янв. 1842 г. И. был назначен епископом Вологодским и Устюжским. Прибыл в Вологду 6 фев. того же года. Его связывали дружеские отношения с местным губернатором С. Г. Волховским, директором училищ губернии А. В. Бащинским, инспектором классической гимназии Ф. Н. Фортунатовым, генерал-лейтенантом Д. Т. Паренсовым, помещиком А. С. Брянчаниновым (отцом свт. Игнатия (Брянчанинова)). В Вологде И. занимался устройством быта духовенства кафедрального собора. Для этого в 1843-1844 гг. был возведен каменный двухэтажный дом, строительство к-рого было задумано предыдущим Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым). На постройку дома И. выделял суммы из средств, полученных apxиepейским домом от свечной торговли. Организовал свечное производство, однако работа остановилась в 1843 г., т. к. свечной завод был «признан отяготительным и излишним».

С 12 нояб. 1844 г. И. епископ Кишиневский и Хотинский, 14 апр. 1845 г. возведен в сан архиепископа. Состояние церковных дел на новом месте служения И. назвал «весьма удручающим», приступил к реформированию церковного управления. Он изменил работу духовной консистории, требуя, чтобы делопроизводство велось быстро и аккуратно. Упростил двухступенчатую систему благочиний: упразднил главные благочиния и передал их полномочия второстепенным. Кроме того, с благочинных были сняты обязанности проводить проверки деятельности приходов и представлять кандидатов на рукоположение. И. неоднократно обращался в Святейший Синод с просьбой о выделении ежегодного пособия для содержания Кишинёвской ДС, а в дальнейшем - о его увеличении. При этом он ссылался в т. ч. на политические причины: близость с границей, частое посещение Кишинёва иностранцами, среди которых было много высокопоставленных лиц. Не добившись финансирования, И. перестроил за свой счет здания Кишиневских ДС и ДУ. По его благословению был открыт класс для псаломщиков с упрощенной программой обучения. Большое внимание И. уделял повышению уровня образованности духовенства, назначил 2 инспекторов для проверки. Однако существенно улучшить ситуацию не удалось, поскольку обучения на молдав. языке в епархии фактически не велось.

Для улучшения качества проповеднической деятельности клириков И. определил 7 наиболее крупных городских храмов епархии в качестве мест прохождения практики, во время к-рой духовенство должно было учиться проповедовать. Проповеди произносились на рус., молдав. и болг. языках, качество проповедей оценивалось. Священники, уклонявшиеся от прохождения практики, наказывались, штрафовались в пользу бедного духовенства. Достижению поставленных целей существенно препятствовал низкий уровень образованности духовенства. Архиерей принял серьезные меры для активизации книгопечатания, т. к. ввоз в епархию духовной лит-ры из Запрутской Молдавии был запрещен. В 1845 г. епархиальная типография с целью улучшения ее работы была сдана на 5 лет в аренду одному из священников кафедрального собора Рождества Христова в Кишинёве. В договоре об аренде в качестве обязательного условия было отмечено своевременное удовлетворение типографией спроса на духовную литературу. Архиерей внимательно следил за качеством выпускаемых книг и за обустройством рабочих мест в типографии. К концу пребывания И. на Кишинёвской кафедре она давала ежегодный доход 1 тыс. р. В 1853 г. по благословению И. было издано на молдав. языке 600 экз. Триоди (репринт издания 1848 г. Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря), 603 экз. Евангелия (репринт издания 1812 г., осуществленного в Буде). В 1856 г. отпечатан Типикон на молдав. языке, за основу взята книга, изданная в 1816 г. в Яссах.

Ко времени назначения И. на Кишинёвскую кафедру мн. церковные здания находились в аварийном состоянии. И. разрешил закрывать их лишь при условии возведения новых каменных построек. К 1858 г. из 865 церковных зданий 314 были каменными.

17 марта 1858 г. И. был перемещен на Подольскую и Брацлавскую кафедру. 11 июля 1858 г. И. был утвержден вице-президентом Подольского попечительного о тюрьмах комитета. При И. в 1862 г. начали издаваться «Подольские епархиальные ведомости». В том же году было учреждено Иоанно-Предтеченское братство, к-рое должно было строить и благоукрашать храмы в Каменец-Подольске. В городе были возведены Георгиевская и Покровская церкви. В 1862 г. началось строительство новых семинарских зданий в сев. части города (завершено в 1865). И. заботился о свечной торговле, поощрял священников наградами за увеличение прибыли, за 2 года с момента вступления епископа в управление епархией доходы выросли на 4500 р. Эти средства тратились на нужды духовного образования. И. обязал священников, окончивших семинарский курс, писать в год не менее 12 катехизических поучений и регулярно читать проповеди за богослужениями. Одновременно епархиальные священники были освобождены от обязанности проповедовать в храмах Каменец-Подольска.

20 дек. 1863 г. И. был определен архиепископом Рязанским и Зарайским. При нем 1 сент. 1865 г. начали выходить «Рязанские епархиальные ведомости», И. оказывал поддержку этому изданию. 29 авг. 1867 г. по прошению из-за болезни уволен на покой в рязанский в честь Преображения Господня мон-рь с назначением его настоятелем. 21 авг. 1868 г. в Рязанской епархии было учреждено Михайловское вик-ство, мон-рь стал резиденцией викария. В связи с этим И. в сент. того же года был переведен в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь, стал его настоятелем и управлял им до смерти. Вел строгую, почти затворническую жизнь, большую часть времени проводил в келье, лишь изредка выходил на монастырский двор и в сад. Богослужения совершал только в самые большие праздники. Готовил к печати свои проповеди и поучения, которые издал в 1868 г. в 10 частях. Переписывался со свт. Иннокентием (Борисовым), архиеп. Херсонским (был его учеником в период работы в Орловской ДС).

Награжден орденами св. Владимира 3-й (1835) и 2-й (1851) степени, св. Анны 2-й (1836) и 1-й (1839) степени. 3 февр. 1877 г. И. был избран почетным членом попечительского правления при Рязанской ДС. В 1-й половине того же года у И. появились признаки водяной болезни, к-рая прогрессировала и стала причиной его смерти. После кончины 28 сент. 1877 г. И. был погребен у юж. стены летнего Троицкого храма рязанского Троицкого монастыря, за правым клиросом. Над могилой была установлена медная плита. Панихиды по усопшему служили Рязанский архиеп. Палладий (Раев) и Михайловский еп. Василий (Левитов). И. отличался скромностью и бескорыстием, после его смерти осталось лишь несколько десятков книг и 73 р.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 191; Ф. 797. Оп. 11. Д. 28923; Ф. 1473. Оп. 1. Д. 29. Л. 650; ГАРО. Ф. 627. Оп. 235. Д. 222. Св. 25; ГА Тверской обл. Ф. 192. Оп. 1. Д. 139. Л. 7-9; Латвийский гос. ист. архив. Ф. 1. Оп. 12. Д. 254. Л. 74; Оп. 57. Д. 6546; Ф. 7462. Оп. 1. Д. 1-2; Ист. архив Эстонии. Ф. 291. Оп. 8. Д. 543. Л. 4; Национальный архив Респ. Молдова. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4459. Л. 1.
Соч.: Беседы о молитве. М., 1860-1863. 2 т.; Беседы и слова на нек-рые праздничные, воскресные и высокоторжественные дни. М., 1868; Беседы на нек-рые воскресные дни. М., 1868; Поучительные слова на воскресные дни. М., 1868. 2 т.; Поучительные слова на воскресные дни св. Четыредесятницы и на разные случаи. М., 1868; Поучительные слова на катихизис правосл. Церкви, как то: на Символ веры, Молитву Господню, заповеди Божии и евангельские блаженства. М., 1868. 4 ч.; Семь слов о вере оправдывающей, о необходимости добрых дел в деле спасения, о расположениях, потребных в молитве, и о нек-рых условиях молитвы. М., 1868; Слова на 9 воскресных дней начиная с Недели пред Рождеством до Недели Всех святых и в Неделю пред Воздвижением. М., 1868; К биогр. архиеп. Рязанского, бывш. еп. Вологодского: Письмо его к редактору «Вологодских епархиальных ведомостей» от 8 нояб. 1874 г. // Вологодские ЕВ. 1877. № 21. С. 359; Письма к протоиерею Вологодского кафедр. собора В. И. Нордову из Кишинева, Каменец-Подольска и Рязани (1845-1875 гг.). Вологда, 1886; Письма // Рижские ЕВ. 1889. № 15, 16, 24; Беседы на день Толгской иконы Божией Матери // Ярославские ЕВ. 1892. № 32. С. 37-50; Общие замечания о состоянии церквей в Греч. королевстве // ХЧ. 1893. № 9/10. С. 346-350; Письмо к митр. Московскому Филарету (Дроздову) // Там же. 1898. № 7. С. 82-84; Три письма к А. С. Стурдзе. Письмо к А. С. Щекину // Кишиневские ЕВ. 1911. № 37. С. 1302-1314.
Лит.: Платон (Казанский), архим. Ист. и стат. описание тверского Успенского Жёлтикова мон-ря. Тверь, 1852; Иннокентий (Борисов), архиеп. Слова к пастве Вологодской, говоренные во время управления вологодскою паствою. Х., 1860. С. 168; Донесение о волнении ливонских крестьян в 1841 г. // ЧОИДР. 1865. Кн. 2. С. 92-98; Объявление признательности архиеп. Иринарху от Свят. Синода // Рязанские ЕВ. 1865. № 1. С. 2; Суворов Н. И. Ист. сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии. Вологда, 1868. С. 380; Р. Преосв. Иринарх, бывш. архиеп. Рязанский: (Некр.) // Рязанские ЕВ. 1877. [№ 4]. 15 окт. Приб. С. 89-97; [Кончина Высокопреосв. Иринарха] // Там же. 1878. № 19. Приб. С. 527-533; Куплетский М. Преосв. Иринарх, 1-й викарий Рижской епархии // Странник. 1884. № 10. С. 459-495; Морошкин М. Я., свящ. Записка о деле латышском при преосв. Иринархе и Филарете // ПО. 1886. № 5/6. С. 126-187; № 7. С. 417-475; Листовский И. С. Филарет, архиеп. Черниговский // РА. 1887. Кн. 2. № 8. С. 454-455; Кн. 3. № 9. С. 43-47, 50, 57, 59, 70-72; № 10. С. 215, 236; К истории православия в Прибалтийском крае: Памяти прот. В. Г. Назаревского // Там же. Кн. 3. № 10. С. 292; Архим. Иринарх, настоятель Ярославского Толгского мон-ря (1831/32 гг.) // Ярославские ЕВ. 1892. № 33. Ч. неофиц. Стб. 525-527; Пассит Г. А. Из истории Православия в Прибалтийском крае: К 25-летию рижского Петропавловского правосл. братства. Рига, 1892; Из писем А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву // РА. 1893. Кн. 2. № 5. С. 149; Преображенский В. И., прот. Открытие Рижского викариатства // Ист.-стат. описание церквей и приходов Рижской епархии: В 2 вып. Рига, 1895. Вып. 2. Ч. 2; Бутурлин М. Д., гр. Записки // РА. 1897. Кн. 1. № 2. С. 222; № 3. С. 426-427; Кн. 2. № 5. С. 51-52; Кн. 3. № 12. С. 541-545; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 170-172; Ефимов Г. Кр. биогр. сведения о преосв. Иринархе, архиеп. Кишиневском, и о состоянии при нем Кишиневской епархии // Тр. Бессарабского церк. историко-археол. об-ва. 1911. Вып. 6; Мацеевич Л. С. К мат-лам для биографии бывш. Кишиневского архиеп. Иринарха Попова // Там же; Пархомович И. М. Деятельность архиеп. Иринарха в период управления им Кишиневской епархией // Кишиневские ЕВ. 1911. Отд. неофиц. № 30/31. С. 1089-1109; № 33/34. С. 1145-1165; № 35. С. 1205-1226; № 36. С. 1255-1272; № 37. С. 1287-1302; он же. Иринарх в управлении Кишиневской епархией (1844-1858). Кишинев, 1911; ЖПодв. Дек. Ч. 1. С. 519-520; У Троицы в Академии: Юбил. сб. ист. мат-лов: 1814-1914 гг. М., 1914. С. 531, 540, 556; Лебедев А. Архиеп. Иаков (Вечерков) // РА. 1916. Кн. 1. № 1/3. С. 198; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt ruşi. Chişinău, 1931; Дёгтев Ю. А. Рязань православная. Рязань, 1993. С. 113; Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999; Гаврилин А. В. Очерки истории Рижской епархии: XIX в. Рига, 1999; Стродс Х. П. Начало переселения латыш. крестьян в Россию в 40-60-е гг. 19 века // Россия и Балтия. М., 2000. С. 5-11; Михаил (Крастелёв), игум. Преосв. Иринарх (Попов), архиеп. Рязанский: Последние годы жизни // Рязанский богосл. вестн. 2010. № 1(2); он же. Старообрядчество в Лифляндии в эпоху Николая I: Учреждение Рижского вик-ства // Челябинский гуманитарий. 2010. № 1(10). С. 157-162; он же. Архиеп. Иринарх (Попов): Некоторые дополнения к биогр. сведениям // Там же. № 2(11). С. 96-102.
Игум. Михаил (Крастелёв), игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова)

Иконография

Сохранился поясной живописный портрет И., выполненный в 60-х - 70-х гг. XIX в. в составе цикла изображений Рязанских архиереев в мастерской Н. В. Шумова в Рязани (РИАМЗ). И. представлен сидящим почти прямолично, в светло-фиолетовой рясе и черном клобуке, левая рука с четками лежит на столике (указательный палец отставлен), на груди - панагия с образом Спасителя, справа и слева - по орденской звезде. У него широкое узнаваемое лицо, густые седые волосы до плеч, прямая раздвоенная борода средней длины, немного смещенная в правую сторону. Возможно, портрет создан на основе более раннего живописного оригинала или эстампа. По мн. деталям иконографии (звезды орденов св. Владимира и св. Анны, характерный рисунок бороды) он соотносится с литографией кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в., отпечатанной в мастерской А. И. Траншеля по рисунку П. Ф. Бореля (ГИМ), судя по подписи, во время служения И. в Подольской епархии (см. также лист из собрания Оптиной пуст.: РГБ. Ф. 213. К. 112. Ед. 14). И. в темной рясе и высоком клобуке, брови сдвинуты к переносице, черты лица крупные, волосы и борода седые, на панагии образ Божией Матери с Младенцем, обшлага рукавов светлые, в левой руке - четки. Аналогичный портрет с киевским цензорским разрешением 1862 г. был изготовлен в литографии Д. Крайза в Каменец-Подольске (1863, РГБ). Воспроизведения этого изображения помещались в различных изданиях (см., напр.: Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. Вкл.). Д. А. Ровинскому был известен еще более ранний портрет И., исполненный в литографии Розенберга во время пребывания иерарха на Рижской кафедре скорее всего ок. 1836 г. (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 812).

Я. Э. З.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АМВРОСИЙ (Орлин; ок.1752-1809), архиеп. Рязанский и Зарайский
  • БОРИС (Соколов Петр Алексеевич; 1865 - 1928), архиеп. Рязанский и Зарайский
  • ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ГЕОРГИЙ (Дашков; † 1739), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский
  • ДИМИТРИЙ (Ковальницкий Михаил Георгиевич; 1839 - 1913), архиеп. Херсонский и Одесский
  • ДИМИТРИЙ (Муретов Климент Иванович; 1811 - 1883), архиеп. Херсонский и Одесский
  • ДИМИТРИЙ (Самбикин Дмитрий Иванович; 1839 - 1908), архиеп. Казанский и Свияжский
  • ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель