ИРИНЕЙ
Том XXVI , С. 453-455
опубликовано: 7 марта 2016г.

ИРИНЕЙ

Содержание

Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ)Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко). Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования (Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого). Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

26 апр. 1775 г. в Москве И. был хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. Прибыв в Вологду, в июле того же года новый архиерей устроил пышное «представление» по случаю годовщины заключения Кючюк-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией. 10 июля, по окончании благодарственного молебна, И. возглавил торжественный крестный ход из Софийского собора в архиерейский дом, сопровождавшийся театрализованными аллегорическими сценами, поздравительными речами и пением кантов, прославлявших «премудрую богиню» имп. Екатерину II Алексеевну. Во время этого действа духовенство епархии и семинаристы несли некие «знаки»: изображение «торжествующей России... во образе девицы, поющей Моисейскую песнь «Поим Господеви славно бо прославися», правою рукою сыплющей благовонный фимиам», а также сплетенные из ветвей букеты с символикой Европы, Турции, Азии, Африки и Америки. Головы семинаристов были украшены цветочными венками, а облачения - «золотым газом» (см. подробнее: Краткое описание процессии, при отправлении в доме преосв. Иринея, еп. Вологодского, торжества о замирении России с Оттоманскою Портою // Вологодский сб. статей церковно-ист.-стат. содержания. Вологда, 1869. С. 161-189).

В 1780 г., исполняя рескрипт имп. Екатерины II, епископ содействовал генерал-губернатору А. П. Мельгунову в открытии Вологодского наместнического правления (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 3380. Л. 2, 25 янв. 1780). После присоединения в 1788 г. Великоустюжской епархии к Вологодской И. стал титуловаться «епископ Вологодский и Устюжский».

При И. был достроен и 30 окт. 1776 г. освящен в честь Воскресения Христова теплый кафедральный собор, о ремонте и благоукрашении к-рого архиерей заботился вплоть до кончины: в 1794-1795 гг. кровля собора была перекрыта листовым железом, в июне 1795 г. поставлен новый крест на главе, тогда же иконописцем Андреем Елизаровым был написан запрестольный Владимирский образ Божией Матери. По инициативе И. в архиерейском дворе был построен 2-этажный корпус, на нижнем этаже которого разместилась мастерская для производства восковых свечей. В Вологде епископ освятил каменную кладбищенскую ц. во имя Лазаря Праведного (1 мая 1790), приходские церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1713-1777) на Сенной пл., в честь Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1778), в честь Рождества Пресв. Богородицы (1779?) на Нижнем долу, во имя арх. Гавриила (1780?), а также теплый храм во имя прп. Варлаама Хутынского (1780) в бывшем Илиинском муж. мон-ре. Вместо обветшавшей деревянной Екатерининско-Фроловской ц. в Вологде был построен одноименный каменный храм (1776) с колокольней и оградой, древние иконы и утварь из старой церкви были перенесены в новую. 7 нояб. 1791 г. И. освятил каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1781-1791; закрыт в 1937, разрушен в кон. 50-х гг. XX в.; совр. Усть-Кубинский р-н Вологодской обл.). При И. были возведены каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1773-1785) в с. Браткове на месте сгоревшего в 1773 г., каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1796) в с. Байдарове Никольского у. В 1783 г. архиерей выдал грамоту на строительство каменного 2-этажного храма во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Прокопия Устьянского в Вельском у. Однако преемник И. еп. Арсений (Тодорский) решил освятить ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а не во имя св. Прокопия Устьянского, поскольку «имени его не было в святцах» (Веревкина Г. А. О судьбе мощей прав. Прокопия Устьянского // Святые и святыни северорус. земель: Мат-лы VII науч. конф. Каргополь, 2002).

И. заботился о духовном образовании, в Вологодской ДС ввел полный курс богословских наук, преподавание евр., греч., франц., нем. языков, а также истории и географии. Одним из преподавателей семинарии в 1784-1789 гг. был его племянник Андрей Братановский (впосл. архиеп. Анастасий). В 1785 г. А. Братановский писал Н. Н. Бантыш-Каменскому: «Вологда наша жатвою многою, а семинария делателями многими похвалиться может, поче же в преподавании иностранных языков; ибо учится она и у священного еврея, и у премудрого грека, и у вежливого француза, и у думного немца» (Суворов. 1867. № 4. С. 104). После того как в 1788 г. указом Синода была упразднена Устюжская ДС, клирики обратились к И. с прошением - «оставить в Устюге четыре низших семинарских класса на их коште квартиры и отопление». Архиерей разрешил просителям иметь в городе 4 низших класса семинарии, а также учредил 2 высших класса - поэзии и риторики (Там же. С. 142, 146). По инициативе И. регулярно пополнялась семинарская б-ка. Так, в 1790 г. епископ повелел настоятелям мон-рей прислать в Вологодскую ДС богослужебные книги. В 1778 г. основал семинарии в Кириллове и Белозерске, затем неск. духовных училищ (в т. ч. в Вологде, Тотьме, Сольвычегодске, Лальске), участвовал в основании 1-й народной школы (1781) в Вологде, активно противодействовал распространению раскола в своей епархии (особенно в Шенкурском у.), назначая в приходы образованных священников. Епископ не был лишен лит. таланта. Издатель его проповедей П. И. Савваитов называл И. «проповедником Екатерининского века». К нач. XX в. в б-ке МДА хранилось ок. 60 рукописей проповедей епископа.

За годы архиерейского служения И. рукоположил 9 игуменов, 25 иеромонахов, 696 священников, 354 диакона. В 1793 г. И. учредил новое положение о доходах приходского духовенства, согласно которому половина доходов и земли отчислялась священнику, 2-я половина делилась в определенной пропорции между диаконом и пономарем. В 1804 г. по жалобам недовольных диаконов вологодское епархиальное начальство обращалось в Синод с просьбой сократить жалованье священников до 1/3, но Синод снова утвердил положение И. В 1810 г. оно было разослано по Вологодской епархии в качестве приложения к указу еп. Евгения (Болховитинова) (Распоряжения по Вологодской епархии. 1867. № 21).

Среди вологжан И. получил прозвание Добрый. За счет средств Вологодского архиерейского дома для престарелых и овдовевших священников, диаконов, дьячков и членов их семей содержалась богадельня, в к-рой обыкновенно проживало 50-60 чел., по личному распоряжению архиерея отпускались деньги на погребение умерших в богадельне. Кроме того, в городе существовали еще 3 домовые богадельни, на содержание к-рых каждые полгода выдавались деньги. Так, в янв. 1794 г. было «выдано по приказанию его преосвященства в три домовыя богадельни в каждую по пяти рублев, всего 15 рублев» (РГБ. Ф. 354. № 179. Л. 13). В пересказах XIX в. сохранились воспоминания современников о добродушии архиерея. Однажды поздно вечером И. вышел в сад и увидел вора с полным мешком овощей. Увидев И., вор растерялся. Святитель помог ему поднять тяжелый мешок со словами: «Торопись убираться из сада, пока не застал тебя архиерейский эконом; а худо будет, если он тебя увидит» (Суворов. 1867. № 4. С. 107). В другой раз крестьяне некоего вологодского помещика скосили сено на архиерейском лугу и увезли на господский двор. В день именин помещика И. отправил к нему слугу. Передав архиерейское поздравление и благословение, слуга между прочим сказал: «Владыка спрашивает, когда ему пригонять своих коров, ведь сено вы уже увезли». По расходным книгам Вологодского архиерейского дома можно судить о том, насколько скромным в быту был епископ. Так, для И. обычно закупалась простая деревянная посуда, лубяные сани, в списках архиерейских «домовых расходов» отсутствовала такая статья, как «особый реестр припасов», т. е. вино и водка. (При преемнике И. Вологодском еп. Арсении (Тодорском) только в сент. 1796 на «особый реестр» было истрачено 153 р., «да сверх сего куплено бутылок: одинарных 100, осмушных 100, штоф полуведерный, ведерных бутылок две да пробок 150, а всего куплено на 87 руб. 13 коп.», кроме того, в архиерейские покои были закуплены новая европ. посуда, роскошные люстры и проч. (РГБ. Ф. 354. № 179. Л. 87)).

Перед кончиной И. завещал совершить над ним простое монашеское отпевание, вместо архиерейских шапки и креста положить в гроб камилавку с клобуком и деревянный крест. Скончался в среду Светлой недели. Отпевание И. совершили клирики Вологодской епархии: настоятель Димитриева Прилуцкого монастыря архим. Иннокентий (Лавров), 2 игумена и 2 протопопа. Надгробную речь сказал настоятель кафедрального Софийского собора прот. Василий Нордов. Архиерей был похоронен в простом некрашеном гробу в вологодском Софийском соборе на правой стороне. Надпись на его гробнице гласила: «Слова его Божественны гремели» (надгробие утрачено). Свою б-ку И. завещал племяннику архиеп. Анастасию, книжное собрание которого поступило в Астраханскую ДС. В XVIII-XIX вв. единственный известный портрет И. (посл. четв. XVIII в.; ВГИАХМЗ. № 25592) хранился в 3-этажной «палате» (1764-1769) Вологодского архиерейского дома.

Арх.: Расходная книга Вологодского архиерейского дома за 1794-1796 гг. // РГБ. Ф. 354. № 179; Рескрипт имп. Екатерины II архиеп. Вологодскому Иринею // ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 3380. Л. 2.
Соч.: Проповеди. Ярославль, 1786; Распоряжение по Вологодской епархии, в 1793 г., относительно раздела между клириками церк. доходов, дважды подтвержденное при его преемниках, в 1804 и 1810 гг. // Вологодские ЕВ. Приб. 1867. № 21. С. 709-712; Две речи / Вступ. ст.: П. И. Савваитов // Там же. 1868. № 14. С. 359-362.
Лит.: Описание ростовского ставропигиального первокл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 83; Попов А., прот. К биографии преосв. Иринея, еп. Вологодского и Устюжского: Кончина, вынос тела и погребение преосв. Иринея: (Совр. описание) // Вологодские ЕВ. Приб. 1867. № 12. С. 439-443; Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедр. Софийского собора. М., 1863. С. 70-71; он же. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии // Вологодские ЕВ. Приб. 1867. № 1. С. 15-22; № 3. С. 79-87; № 4. С. 103-109; он же. Мат-лы для истории Вологодской семинарии // Там же. 1870. № 16. С. 566-575; № 17. С. 598-608; он же. Неск. сведений о бывш. Великоустюжской семинарии и совр. ей малых духовных уч-щах... // Там же. 1887. № 16. С. 283-290; № 17. С. 309-313; № 18. С. 315-320; № 19. С. 328-334; № 20. С. 343-349; № 22. С. 367-372; № 23. С. 389-396 (отд. изд.: Вологда, 1887. С. 3-16); он же. Вологодский архиерейский дом. Вологда, 1898; Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная / Публ.: А. П. Стороженко, Л. Н. Антропов // РС. 1971. Т. 3. Март. С. 254; Пимен (Благово), архим. Ист. очерк Николаевского Угрешского общежит. муж. мон-ря. М., 1872. С. 105; Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1872; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г.: Дневник. СПб., 1886. С. 150, 165, 184, 212; Сырохонов И. П., прот. Письма к Могилевскому еп. Анастасию (Братановичу) // РА. 1904. Кн. 2. № 8. С. 598; Из истории Вологодской ДС // Вологодские ЕВ. Приб. 1908. № 20. С. 462-469; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. C. 224-226; Скворцов Н. А., прот. Архив Московской Св. Синода конторы: Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 2; Бриленков А., свящ. Вологодская епархия от основания епархии до 1918 г.: Дис. / МДА. Загорск, 1967. С. 165-167. Ркп.; Андрушко В. О. Братановський // Києво-Могилянська академiя в iменах: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 86-87; Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003. С. 670.
Д. Б. Кочетов, Е. В. Романенко

Иконография

Поясной живописный портрет И. посл. четв. XVIII в. работы неизвестного художника (ВГИАХМЗ. Инв. 25592) находился в архиерейском доме в Вологде, в приемном зале «Иосифовского» корпуса слева от портрета еп. Иосифа (Золотого). И. представлен вполоборота вправо, в темно-коричневой рясе и архиерейской мантии темно-синего цвета с розовато-красными скрижалями, на голове - черный клобук, на груди - панагия с образом Христа Великого Архиерея на престоле, обрамленная драгоценной оправой с короной и 3 подвесками. Прямая русая борода епископа внизу раздваивается, правая рука - в именословном благословении, в левой - высокий посох с навершием в виде змеиных голов, без сулока. Высветления на лице и складках облачения носят условный плоскостно-орнаментальный характер, трактовка образа близка к иконописной. Мастер оставил набрызги краски в виде капелек красного цвета по всему фону, на клобуке и даже на личнoм. Вверху на темно-оливковом фоне сделана надпись светлой охрой: «Ириней епископъ вологодскiй.» (по начертанию идентична надписи на более позднем портрете еп. Арсения (Тодорского), ВГИАХМЗ).

Лит.: Даен М. Е. Вологодские портреты кон. XVII - нач. XX в. Вологда, 2009. Ркп. С. 13. Ил. 40.
М. Е. Даен
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)
  • ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский