[Герон Философ; греч. ῞Ηρων ὁ Θιλόσοφος], прп. (пам. греч. 10 авг.; пам. визант. 11 авг.). Время и место жизни неизвестны. Память И. Ф. и посвященное ему двустишие содержатся в визант. стишных Синаксарях под 11 авг. (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.), а в греч. печатных Минеях и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - под 10 авг. В этих источниках сообщается только о том, что святой «рассеял заблуждения языческих мудрецов» и почил в мире.
И. Делеэ предположил, что И. Ф. является одним лицом с Героном, к-рому посвящено 25-е Слово свт. Григория Богослова. Александриец Герон, бывший философом-киником и отличавшийся аскетизмом, принял христианство и обличал языческие заблуждения. По словам свт. Григория, в его роду были мученики за Христа. В правление имп. Валента (364-378) и в Патриаршество арианина Лукия (375-378) Герон пострадал за православную веру от ариан: «...подвизался за правду, поучая, увещевая, возбуждая, обличая, укоряя, посрамляя простолюдинов и начальников, наедине и всенародно, во всякое время и на всяком месте» (Greg. Nazianz. Or. 25 // PG. 35. Col. 1216-1217). Он был подвергнут бичеванию и сослан в пустыню.
Однако совр. исследователи разделяют мнение блж. Иеронима Стридонского (Hieron. De vir. illustr. 117), к-рый считал, что Герон является одним лицом с Максимом (Hauser-Meury M.-M. Prosopographie zu den Schriften Gregors von Nazianz. Bonn, 1960. P. 119-121; Mossay J. Note sur Héron-Maxime, écrivain ecclésiastique // AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 229-336), попытавшимся в 380 г. сместить свт. Григория с К-польской кафедры. Т. о., почитание Герона-Максима как святого и его отождествление с И. Ф. маловероятны.