ИССАХАР
Том XXVII , С. 645-646
опубликовано: 8 августа 2016г.

ИССАХАР

[евр.  ,   греч. ᾿Ισσάχαρ], 9-й сын ветхозаветного патриарха Иакова и 5-й рожденный Лией, родоначальник одноименного колена Израилева. После рождения 4-го сына - Иуды Лия в течение долгого времени не могла родить и поэтому предложила Иакову свою служанку Зелфу (Быт 30. 9-13). Когда старший сын Лии Рувим нашел т. н. мандрагоровы яблоки (Mandragora autumnalis - плод, к-рый считался в древности обладающим свойствами афродизиака), то она с помощью их выторговала у своей младшей сестры Рахили ночь с Иаковом (Быт 30. 14-15). Рождение И. Лия расценила как знак божественной милости после долгого периода бесплодия, как награду за то, что она отдала свою рабыню Иакову (Быт 30. 18). В рассказе о рождении И. обыгрывается 2 оттенка значения его имени, они оба связаны с глаголом   - «нанимать, выкупать, вознаграждать». Лия, извещая Иакова о желании провести с ним ночь, говорит ему: «...я купила тебя (   варианты: «выкупила, наняла») за мандрагоры сына моего...» (Быт 30. 16). При рождении И. она говорит: «Бог дал возмездие мне ( )...» (Быт 30. 18). Точная этимология имени И. неясна. Существуют попытки раскрыть ее с помощью исправлений в написании имени И., которые позволяют прочесть его как    - «есть награда (возмездие)» (ср.: Иер 31. 16; 2 Пар 15. 7) или как    - «наемный рабочий» (ср.: Быт 49. 15; Koehler L., Baumgartner W. Lexicon in Veteris Testamenti libros. Leiden, 1953. P. 408. N 4017). Также можно прочесть его имя как вариант глагола   породы нифаль в форме 3-го лица имперфекта: «он нанял самого себя» - или увидеть в нем конструкцию   («есть») + теофорное имя (Herion. P. 577).

Праотцы Иссахар и Завулон. Рос-пись ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом в честь Рождества Богородицы мон-ре. Мастер Дионисий. Нач. XVI в.Праотцы Иссахар и Завулон. Рос-пись ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом в честь Рождества Богородицы мон-ре. Мастер Дионисий. Нач. XVI в.Часто в Свящ. Писании И. упоминается вместе с Завулоном, его младшим братом, которого Лия родила впосл. Иакову: будучи единокровными братьями, рожденными одной матерью, они представляли в истории Израиля племенное единство. Устойчивое упоминание этих колен вместе в списках колен Израилевых свидетельствует о тесных связях между их представителями (Быт 35. 23; 49. 13-15; Исх 1. 3; Втор 33. 18; Числ 1. 28-31; 26. 23-25; Нав 19. 10-23). Обоим родоначальникам колен в благословении Моисея было посвящено одно пророчество: «…веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народ на гору, там закалают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке» (Втор 33. 18-19). В этом пророчестве младший брат упомянут раньше старшего (как и в случае с коленами Ефрема и Манассии), что может указывать на потерю И. своего преимущества по рождению. Это подтверждается и в благословении Иакова, где И. также упомянут после младшего брата и иронично характеризуется как «осел крепкий, лежащий между протоками вод (буквально в MT - между (= под) навьюченными корзинами); и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 14-15). Подобная тенденция отражена также в списках колен в Числ 34. 25-26 и Нав 19. 10-23, где удел И. упоминается после удела Завулонова (ср.: Суд 5. 14-15). Только в более поздней лит-ре оба колена представлены в естественном, родовом порядке (Иез 48. 25-26; 1 Пар 27. 18-19). Генеалогия потомков колена И. приведена в 1 Пар 7. 1-5, в то время как генеалогия колена Завулона отсутствует. Это может указывать на возвышение колена И. и возврат в дальнейшем своего родового первенства. НЗ следует уже поздней линии, перечисляя представителей колена И. перед Завулоновым в списке запечатленных печатью спасенных праведников ВЗ (Откр 7. 7).

Большая часть территории колена И. лежала на плоскогорье, к-рое включало плодородные земли, расположенные в вост. части долины Изреель. Границы колена простирались от горы Фавор и Галилейского м. на севере до горы Гелвуй и Ефремовой горы на юге, вдоль р. Иордан на востоке до р. Киссон на западе. На севере колено И. граничило с коленом Неффалима и Завулона, на юге - с коленом Манассии. Согласно Втор 33. 18-19, колено И. вместе с коленом Завулоновым имело общее святилище, вероятно на горе Фавор (др. вариант: гора Кармил - см.: Christensen D. L. Deuteronomy 21. 10 - 34. 12. Nashville, 2002. P. 853. (WBC; 68)). Территория колена И. включала 16 городов, среди них - Изреель, Сонам и Вефсамис, Иармуф, Аэндор (Нав 17. 11; 19. 17-23; 21. 28-29). На этой территории находилось большое количество ханаанских городов-государств, к-рые колено И., как и др. колена, не могло сразу вытеснить с исконной территории и было вынуждено вступить с ними в контакт (ср.: Суд 1. 28, 33). Источники позднего бронзового века показывают, что в XIV в. вост. часть долины Изреель была занята ханаанскими правителями, использующими рабский труд в ведении хозяйства (EA. 365), на основании этого А. Альт (а вслед за ним и др. библеисты) предположил, что часть колена И. могла попасть в рабство к местным могущественным князьям (Alt A. Kleine Schriften z. Geschichte d. Volkes Israel. Münch., 19633. Bd. 3. S. 169-174; см. также: Noth M. The History of Israel. L., 19602. P. 78-79). Возможно, что слова об И. из пророчества Иакова «и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 15) могут содержать горький упрек за то, что он попал в подчинение к местным влиятельным ханаанским кланам и стал рабом на этой плодородной земле. В любом случае библейские источники, к-рые включают в т. ч. и свидетельства первенства колена Завулонова, говорят о том, что в ранний период истории, после заселения Св. земли, колено И. пережило тяжелый социальный и экономический кризис, из которого оно смогло выйти позднее, уже после эпохи Судей (Gottwald. 1979. P. 216, 542).

Праотец Иссахар. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ)Праотец Иссахар. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ)Из колена И. происходил один из судей израильских - Фола (Суд 10. 1), князья колена И. принимали участие вместе с пророчицей Деворой в войне против Сисары, что нашло отражение в ее хвалебной песни (Суд 5. 14-15). При установлении Соломоном адм. округов территория колена И. была выделена как отдельная область со своим наместником (ср.: 3 Цар 4. 17). В 1 Пар 12. 32 колено И. восхваляется за то, что среди его представителей, пришедших на помощь Давиду в его народный фронт, оказалось 200 людей разумных (     букв.- «обладающие пониманием времен»; также и в LXX, ср.: Есф 1. 13), «которые знали, что когда надлежало делать Израилю». Из колена И. происходил израильский царь Вааса (3 Цар 15. 27), и в г. Изрееле на территории колена И. была основана резиденция израильских царей. Во времена царя Езекии представители колена И. были среди тех, кто пришли от сев. колен праздновать Пасху в Иерусалиме (2 Пар 30. 18). В 732 г. до Р. Х. территория колена И. была захвачена ассирийцами и включена в состав ассир. пров. Мегиддо.

В иудейской традиции особое внимание уделено взаимоотношениям И. и его младшего брата Завулона, к-рый занимался торговлей, чтобы поддерживать своего брата, решившего посвятить себя изучению Торы. На усердие в изучении заповедей И. указывают слова из Быт 49. 15: «...преклонил плечи свои для ношения бремени...» (Берешит Рабба. 98. 12, 17). 200 ученых мужей из колена И. соответствуют количеству членов синедриона, а также дают представление о широком распространении на его территории т. н. домов учения (  ) - центров по изучению Торы (Берешит Рабба. 72. 5; Йома 26a; Тааним. 18).

В христ. традиции чаще всего рассматривался текст благословения, данного И. (Быт 49. 14-15), начало к-рого принципиально отличается в переводе LXX (а за ним и Вульгаты) от варианта MT и синодального перевода: «Иссахар возжелал блага, покоясь наверху между своими уделами (наследиями)…» Согласно нравственно-аллегорическому истолкованию Руфина Аквилейского, значение имени И.- «награда» - указывает на того, кто ожидает награду от Бога, живя добродетельно и возделывая свою душу, словно плодородную землю, покоится посреди своих уделов (ср.: Притч 4. 27), т. е. на заповедях Господних. Этот покой, обещанный Христом (Мк 6. 31), праведник обретает после внутреннего сражения с помыслами и пороками, прорастающими на поле его души (Rufin. De bened. Patr. 2. 14 // SC. 140. P. 96-100). Развивая это направление, Амвросий Медиоланский говорит, что И. символизирует награду, к-рой для нас становится Сам Христос по нашей вере и молитве; И.- это Тот, Кто покоится среди наследия ВЗ и НЗ, посреди всех пророков. Сопоставляя Быт 49. 15b и Ис 9. 6, свт. Амвросий говорит, что, подобно И., Христос преклонил Свои плечи под бремя креста, чтобы нести наши грехи (Ambros. Mediol. De patriarch. 6. 30-31; ср.: Hipp. De bened. Is. et Jac. 88. 3-8). Согласно свт. Андрею Критскому, имя колена И., упомянутое среди имен праведников ВЗ в Апокалипсисе (Откр 7. 7), означает награду, к-рой удостоятся все ведущие добродетельную жизнь (Andr. Caes. Apoc. VII 19 [In 7. 7]).

Лит.: Elliger K. Issachar // IDB. Vol. 2. P. 770-771; Gottwald N. A. The Tribes of Yahweh: A Sociology of the Religion of Liberated Israel, 1250-1050 BCE. Maryknoll (N. Y.), 1979; Herion G. A. Issachar // ABD. Vol. 3. P. 577; Genesis 12-50 / Ed. M. Scheridan, Th. C. Oden. Downers Grove (Ill.), 2002. P. 336-337; Abramsky S., Beer M. Issachar // EncJud. Vol. 10. P. 766-777.
А. Е. Петров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
  • АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
  • АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула