АПОЛЛИНАРИЙ
Том III , С. 61-62
опубликовано: 21 октября 2008г.

АПОЛЛИНАРИЙ

(младший) († 390), еп. Лаодикии Сирийской, сын пресв. Аполлинария (старшего), защитник Православия от арианства, позднее создатель еретического учения (см. Аполлинарианство).

А. род. в Лаодикии. Получил хорошее классическое образование, «начав его с наук приуготовительных и эллинского учения и искусившись во всяком диалектическом и софистическом искусстве» (Epiph. Adv. Haer. LXXVII 25). Юношей брал уроки у софиста Епифания (Sozom. Hist. eccl. VI 25). Его лит. талант снискал ему глубочайшее уважение как среди друзей, так и среди противников. Викентий Леринский, читавший сочинение А. против Порфирия, не находил, кто бы мог сравниться с А. по уму, трудолюбию и учености (Common. I 11 // PL. 50. Col. 653). А. был сыном пресвитера церкви, в клир к-рой он сам входил в должности чтеца,- это обстоятельство определило главным богословское направление образованности А. Вместе с отцом он в ответ на запрет имп. Юлиана Отступника давать классическое образование христианам осуществил переложение исторических книг Свящ. Писания в различных формах классической греч. лит-ры. А. знал евр. язык и занимался толкованием Свящ. Писания (Philostorgius ap. Sudam. I 615); в 70-х гг. в Антиохии, где он часто бывал (ср.: Theodoret. Hist. eccl. V 4), у него было много учеников, в т. ч. блж. Иероним (Ep. ad Pammach. et Ocean. // PL. 22. Col. 745).

А. вел строго аскетическую жизнь (Epiph. Adv. Haer. LXXVII 1). Он состоял в дружбе или переписке со мн. выдающимися святыми отцами периода борьбы с арианством. Активно участвовал в полемике с арианами, являясь преданным сторонником Никейского Символа веры. Арианский еп. Лаодикии Феодот отлучил его и его отца от церковного общения, поводом послужили их дружеские отношения с софистом Епифанием и присутствие на чтении языческого гимна Епифания. Спустя нек-рое время через покаяние оба Аполлинария были вновь приняты в церковное общение. Позднее арианский еп. Лаодикии Георгий, воспользовавшись старым поводом, изгнал А. из Церкви, фактически же за общение со свт. Афанасием I Великим - ревностным защитником Никейского Символа, возвращавшимся (346) из ссылки на Александрийскую кафедру через Лаодикию (Sozom. Hist. eccl. VI 25). Эта встреча положила начало их переписке. Но еще раньше А. приветствовал избрание Афанасия преемником свт. Александра на Александрийской кафедре (Ibid. II 17). Созомен называет А. защитником Никейского Символа, ставя его в один ряд с выдающимися христ. учителями, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, «которые исповедывали Сына единосущным Отцу, те то же мыслили и о Духе. Это исповедание сильно защищали - в Сирии Аполлинарий лаодикианин, в Египте - епископ Афанасий, в Каппадокии и Церквах понтийских - Василий и Григорий» (VI 22). Свт. Василий Великий называл А. «человеком единодушным и близким» (Ep. 257 (265)).

Когда А. стал епископом Лаодикии, неясно, но это произошло до 362 г., т. к. на Александрийском Соборе 362 г. были монахи, посланные еп. Аполлинарием Лаодикийским (Athanas. Alex. Ad Antiochenos. 9). В 363 г. под посланием Антиох. Собора встречается уже подпись Пелагия, еп. Лаодикийского. Существует предположение, что А. стал главой автономной Церкви в Лаодикии, «антиепископом», в то время когда кафедру занимал епископ-арианин (Карташев. С. 189; Спасский. С. 27). А. Спасский на основании ряда свидетельств заключает, что начало епископства А. нужно относить к 346-356 гг.: это вполне сообразно с тем положением, в к-ром оказалась Антиохийская Церковь после Сардик. Собора в 343 г. (С. 28-31). Еп. Пелагий (ок. 360-380) пользовался глубоким уважением правосл. деятелей. Все это объясняет, почему А. никогда не был полным и действительным епископом Лаодикии (С. 51) и сомнения историков (Фотий) в том, был ли он вообще епископом или только пресвитером.

О распространяемом А. лжеучении сообщает свт. Василий Великий в 373 г. (Ep. 255 (263); 257 (265)). Свт. Афанасий Великий и до этого времени знал о неправомыслии А., но отнесся к нему снисходительно: в своем послании антиохийцам после Александрийского Собора 362 г. он, опровергая христологические воззрения, к-рых придерживался А., не называет его по имени (Athanas. Alex. Ad Antiochenos. 7). Аполлинариане выделились в отдельное об-во. В Антиохии к ним примкнул мелитинский пресв. Виталий, к-рого А. рукоположил во епископа Антиохийского. Учение А. было осуждено Римскими Соборами 376, 377, 382 гг. и Всел. II Собором в К-поле в 381 г.

По свидетельству блж. Иеронима, А. написал множество комментариев на Свящ. Писание, 2 апологии - одну против Юлиана, др. против Порфирия, опровержение Евномия. Все эти произведения утрачены. Но поскольку последователи А. для сохранения его работ надписывали его произведения именами святых отцов, ряд трудов дошел до нас в качестве псевдоэпиграфов святоотеческой письменности. Кроме того, цитаты из произведений А. приводятся полемизировавшими с ним святыми отцами.

Лит.: Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 134-156; Булгаков С., прот. Агнец Божий. П., 1933. С. 23-42; Карташев. Соборы. С. 188-191; Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chrétienne de l'âge apostolique à Chalcédoine (451). Р., 1973; Quasten J. Patrology. Utrecht; Brux., 1975. Vol. 3; Prestige G. L. Fathers and Heretics. L., 1977.
Свящ. Владимир Шмалий
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВКСЕНТИЙ (IV в.), еп. Дуросторский, арианин
  • АПОЛЛИНАРИАНСТВО еретическое учение Аполлинария (младшего)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • БОНОЗ (2-я пол. IV - нач. V в.), еп. Сердики (совр. София), еретик
  • ВИКТОР (V в.), еп. г. Вита в рим. провинции Бизацена (Сев. Африка), церковный историк
  • ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства