АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
Том III , С. 100-102
опубликовано: 3 февраля 2009г.

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

(Апостолейон) [греч. ̓Αποστολεῖον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины имп. Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от имп. дворца.

В 356-370 гг. при имп. Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям нек-рых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея, а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей имп. Константина, ставший местом погребения императоров до 1-й четв. VI в.Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. План К. ВульцингераЦерковь св. Апостолов в К-поле. VI в. План К. Вульцингера

В 536-550 гг., при имп. Юстиниане I, А. ц. была заменена на новую (освящена 28 июня 550). Храм известен по описаниям прежде всего Прокопия Кесарийского (сер. VI в.), Константина VII Багрянородного (сер. X в.), Константина Родосского (сер. X в.) и Николая Месарита (ок. 1200), давшего подробное описание его декора, включавшего живописный цикл деяний апостолов. Кроме того, Прокопий (De aed. 5, 1, 6) сопоставил архитектурную композицию А. ц. с ц. св. Иоанна в Эфесе, также VI в., к-рая сохранилась до наст. времени. Согласно описаниям, комплекс зданий второй А. ц. составляли мартирий апостолов Тимофея, Луки и Андрея; мавзолей императоров, где находились погребения правителей Византии IV - нач. VI в., в т. ч. святых равноапостольных Константина и Елены, святых Феодосия I Великого и Феодосия II; мавзолей имп. Юстиниана I, где были погребены почти все визант. императоры с сер. VI до нач. XI в., в т. ч. сам св. Юстиниан I, св. императрица Феодора, святые Юстиниан II, Константин III. Последним из визант. императоров в А. ц. был похоронен Константин VIII (Ɨ 1028). Алтарь А. ц. находился над мощами святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея. Также в алтаре располагались раки с мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова (Назианзина).

В XV в., после падения Византии, султан Мехмет II Фатих (Завоеватель) предлагал К-польскому Патриарху Геннадию II Схоларию использовать А. ц. как кафедральный собор христиан в новой тур. столице, однако Патриарх Геннадий счел здание для этого непригодным. В 1469 г. А. ц. была снесена и на ее месте построена ныне существующая мечеть Фатих.

В наст. время при отсутствии к.-л. археологических данных единственным основанием для реконструкции А. ц. и этапов ее развития служат описания и упоминания о ней визант. средневек. авторов, а также многочисленных паломников.

А. ц. IV в. известна по описаниям Евсевия Кесарийского (до 339), свт. Григория Назианзина (до 390), а также cвт. Иоанна Златоуста (кон. IV в.), Филосторгия (1-я пол. V в.) и др. Указанные свидетельства являются неполными, разновременными, отчасти противоречивыми и сделаны уже после перестроек 356-370 гг., кроме описания Евсевия, составленного вскоре после постройки А. ц. в связи с погребением имп. Константина.

Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. Реконструкция А. Высоцкого и Ф. Шелова-КоведяеваЦерковь св. Апостолов в К-поле. VI в. Реконструкция А. Высоцкого и Ф. Шелова-Коведяева

В совр. науке нет единого мнения о первоначальном облике А. ц. Реконструируется гл. обр. по Евсевию Кесарийскому, к-рый подчеркнул «несказанную высоту» здания, облицовку «разноцветно блистающими камнями», кровлю из позолоченной меди с «доматионом» (световым барабаном?), обведенным позолоченной рельефной решеткой, двор, окруженный портиками, к к-рым примыкали помещения дворца (караульни, термы, жилые покои и др.). Отдельного внимания Евсевия заслужила архитектурная программа А. ц., предложенная имп. Константином, поскольку император, «силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских», пожелал «после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов», и соорудил «двенадцать ковчегов… в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (IV 58-60, 70-71). В реконструкции первой А. ц. исследователи видят единые кенотаф апостолов и мавзолей имп. Константина, к-рые, возможно, представляли собой крестообразную купольную постройку с одно- или многонефными рукавами (по С. Манго, купольную ротонду), находившуюся в центре четырехугольного перистильного двора, окруженного базиликами и др. общественными зданиями (Р. Краутхаймер). По мнению А. М. Высоцкого, А. ц. представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам к-рого постройки (οἶκοι βασίλειοι) в описании Евсевия идентичны 4 рукавам огромного крестообразного здания (σταυροτύποι πλευραί) в описании Григория Назианзина.

Во время промежуточной перестройки 356-370 гг., по мнению большинства исследователей (за исключением С. Манго), был построен лишь новый мавзолей имп. Константина I - купольная постройка, круглая или многоугольная в плане, у входа в атрий, с востока. Мартирий апостолов Андрея, Луки и Тимофея, составивший доминанту архитектурного комплекса, выглядел как 4 базилики, располагавшиеся крестообразно и соединенные в центре купольным киворием в виде ротонды, где находился алтарь.

А. ц. 536-550 гг. реконструируется достаточно достоверно. Согласно общему мнению (кроме А. Хайзенберга), она являлась повторением храма, сложившегося к кон. IV в. и включившего в себя в центре мартирий апостолов, центричную крестообразную постройку с трехнефными рукавами (с внутренними галереями) и 5 куполами (1 световой в центре и 4 изначально глухие по осям); на западе - атрий; на востоке - сохраненный мавзолей имп. Константина 356-370 гг.; на северо-востоке - мавзолей имп. Юстиниана, крестообразный в плане, перекрытый куполом.

Наряду с собором Св. Софии К-польской А. ц. на всех этапах ее развития служила одним из образцов христ. архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм мон-ря св. Симеона Столпника Старшего (см. Калъат-Симъан) в Сирии, V в. (связан с А. ц. через т. н. Великую ц. в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в. (см. Марка св. собор).

От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (Археологический музей. Стамбул).

Ист.: Евсевий. Жизнь Константина. IV 58-60, 70-71; Greg. Nazianz. Poem. 16. 59-60; Philostorgius. HE. III 2; Прокопий Кесарийский. О постройках. I 4. 11-16 // он же. Война с готами. М., 1996. [Т. 2]. С. 159-160; Const. Porphyr. De cer. I 10. 4-5; 2. 6-7, 42; Constantinus Rhodius. Description des œuvres d'art et de l'Église des Saints Apôtres à Constantinople / Éd. E. Legrand // REG. T. 9. 1986. P. 36-65; Nicolaus Mesarites. Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople / Ed. G. Downey // Transactions of the American Philosophical Society. Phil., 1957. Vol. 47. P. 855-924.
Лит.: Беглери Г. Храм святых Апостолов и другие памятники Константинополя по описанию Константина Родия. Од., 1896; Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche, zwei Basiliken Konstantins. Lpz., 1908. Bd. 2; Ebersolt J. Mission archéologique de Constantinople. P., 1921. P. 1-27; Janin R. Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 1964. P. 128-129; idem. La géographie ecclésiastique de l'Empire byzantine. Pt. 1: Le siège de Constantinople et le patriarcat œcuménique. T. 3: Les églises et les monastères. P., 1953, 19692. P. 41-50; Downey G. The Builder of the Original Church of the Apostles at Constantinople // DOP. 1951. Vol. 6; Grierson Ph. The Tombs and Obits of the Byzantine Emperors (337-1042) // Ibid. 1962. Vol. 16; Krautheimer R. Zu Konstantins Apostelkirche in Konstantinopel // Mullus: Festschrift Th. Klauser. Münster, 1964. (JAC. Suppl.; Bd. 1); idem. A Note on Justinian's Church of the Holy Apostles in Constantinople // idem. Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. N. Y.; L., 1969; Краутхаймер Р. Три христианские столицы: топография и политика. СПб.; М., 2000. С. 62-64; Dagron G. Naissance d'une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974. P. 401-408 [Библиогр.]; Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 405-411; Epstein A. The Rebuilding and Redecoration of the Holy Apostles in Constantinople: Reconsideration // GRBS. 1982. Vol. 23. P. 79-92; Mango C. Constantine's Mausoleum and the Translation of Relics // BZ. 1990. Bd. 83. S. 51-63; Высоцкий А. М., Шелов-Коведяев Ф. В. Первая церковь Апостолов в Константинополе и ее наследие в средневековом мире // Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 65-82; Высоцкий А. М., Осминская Н. А., Шелов-Коведяев Ф. В. К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников // BB. 2000. T. 59. C. 198-221.
А. М. Высоцкий, Л. А. Беляев
Рубрики
Ключевые слова
См.также