АРНОЛЬД
Том III , С. 378-379
опубликовано: 12 ноября 2008г.

АРНОЛЬД

Юрий Карлович (1.11. 1811, С.-Петербург - 8.07.1898, Каракаш, близ Симферополя), рус. муз. теоретик, критик, композитор, педагог. Род. в обрусевшей нем. семье. До 1863 г. и с нач. 90-х гг. XIX в. жил в С.-Петербурге, в 1863-1871 гг.- в Лейпциге, с 1871 г.- в Москве. Пользовался поддержкой и советами прот. Димитрия Разумовского, свящ. Петра Преображенского, В. Ф. Одоевского, Е. Ф. Корша, М. Ю. Вильегорского. В своей «Теории древлерусского церковного и народного пения» А. исходил из признания типологического родства рус. певч. искусства с античным, излагая по сути теорию древнегреч. ладов на основании трактатов Евклида, Псевдо-Евклида, Аристида Квинтилиана и др. А. абсолютизировал значение звукоряда как высшей формы музыки, соответствующей акустическим законам. Из древнегреч. «совершенной системы» он выводил систему ладов, отождествляя их с гласами. Отличительными особенностями гласов А. считал господствующие и конечные тоны. Разрабатывая правила гармонизации знаменного распева, А. не делал различий между категориями модальной монодической и тонально-функциональной систем, он приравнивал конечный тон к тонике, глас - к тональности. Гармонизация, по А., должна быть основана на естественной логической связи аккордов между собой при подчинении тоническому аккорду и на правилах плавного голосоведения. Эти принципы А. воплотил в демественной «Литургии Иоанна Златоуста» (1871, опубл. в 1897). Ошибочность теории А. доказывали мн. рус. музыковеды, в т. ч. Н. И. Компанейский, тем не менее у нее были последователи (напр., прот. Димитрий Аллеманов). В своих «Воспоминаниях» А. описал встречи с прот. Петром Турчаниновым, А. Ф. Львовым, Г. Я. Ломакиным, М. И. Глинкой.

Соч.: Теория древлерусского церковного и народного пения на основании автентических трактатов и акустического анализа. М., 1880. Вып. 1.: Теория православного церковного пения вообще, по учению эллинских и византийских писателей; Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу. М., 1886; Воспоминания. М., 1892-1893. 3 вып.
Лит.: Лисицын. Обзор. С. 25-26; Компанейский Н. И. О связи русского церковного песнопения с византийским // РМГ. 1903. № 29-34, 37; Плотникова Н. Ю. К проблеме гармонизации церковных распевов в русской музыкальной теории 60-80-х годов XIX века // Сергиевские чтения-1: О русской музыке. М., 1993. С. 28-33. (Науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского; Сб. 4).
Н. Ю. Плотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель
  • АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
  • АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
  • АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
  • БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - "Могучей кучки"
  • ВАРЛАМОВ (1801 - 1848), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер
  • ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки
  • ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского
  • ДАНИЛЕВСКИЙ Адриан Трофимович († 1844), композитор, педагог, пианист
  • ДМИТРИЕВ Николай Дмитриевич (1829 - 1893), композитор, пианист, дирижер, педагог