Юрий Карлович (1.11. 1811, С.-Петербург - 8.07.1898, Каракаш, близ Симферополя), рус. муз. теоретик, критик, композитор, педагог. Род. в обрусевшей нем. семье. До 1863 г. и с нач. 90-х гг. XIX в. жил в С.-Петербурге, в 1863-1871 гг.- в Лейпциге, с 1871 г.- в Москве. Пользовался поддержкой и советами прот. Димитрия Разумовского, свящ. Петра Преображенского, В. Ф. Одоевского, Е. Ф. Корша, М. Ю. Вильегорского. В своей «Теории древлерусского церковного и народного пения» А. исходил из признания типологического родства рус. певч. искусства с античным, излагая по сути теорию древнегреч. ладов на основании трактатов Евклида, Псевдо-Евклида, Аристида Квинтилиана и др. А. абсолютизировал значение звукоряда как высшей формы музыки, соответствующей акустическим законам. Из древнегреч. «совершенной системы» он выводил систему ладов, отождествляя их с гласами. Отличительными особенностями гласов А. считал господствующие и конечные тоны. Разрабатывая правила гармонизации знаменного распева, А. не делал различий между категориями модальной монодической и тонально-функциональной систем, он приравнивал конечный тон к тонике, глас - к тональности. Гармонизация, по А., должна быть основана на естественной логической связи аккордов между собой при подчинении тоническому аккорду и на правилах плавного голосоведения. Эти принципы А. воплотил в демественной «Литургии Иоанна Златоуста» (1871, опубл. в 1897). Ошибочность теории А. доказывали мн. рус. музыковеды, в т. ч. Н. И. Компанейский, тем не менее у нее были последователи (напр., прот. Димитрий Аллеманов). В своих «Воспоминаниях» А. описал встречи с прот. Петром Турчаниновым, А. Ф. Львовым, Г. Я. Ломакиным, М. И. Глинкой.