(Швецов Анисим Васильевич; 1840, дер. Ильина Гора Вязниковского у. Владимирской губ.- 10. 09.1908, Уральск), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, писатель. Из крестьянской семьи, учился в казенном уч-ще, работал у ковровских купцов-беспоповцев Першиных. Во время одной из поездок в Москву познакомился с архиеп. Московским и всея Руси Белокриницкой иерархии Антонием (Шутовым) и вскоре присоединился к старообрядцам Белокриницкой иерархии. В 1865 г. переехал в Москву, поступил секретарем к архиеп. Антонию и со временем приобрел на него большое влияние. В нач. 70-х гг. XIX в. активно участвовал в прениях с миссионерами правосл. Церкви и представителями др. старообрядческих согласий, стал организатором сети типографий Белокриницкой иерархии, в т. ч. за рубежом,- выбирал книги для издания, контролировал работу типографий, занимался сбором заявок и рассылкой лит-ры на места.
Близость Швецова к Московскому архиепископу не устраивала нек-рых влиятельных деятелей согласия, поэтому после смерти архиеп. Антония († 1881) Швецов был вынужден покинуть Россию и поселился в Никольском старообрядческом мон-ре в Мануиловке (Румыния), где много писал, активно занимался книгоизданием. В 1883 г. вернулся в Москву, ежегодно ездил в Никольский мон-рь, откуда привозил тиражи книг и распространял их в России (в частности, на Нижегородской ярмарке). В 1884 г., дав обет безбрачия, был рукоположен во диакона, в нач. 1885 г. принял постриг с именем А., рукоположен во священноинока, занимался активной проповеднической и миссионерской деятельностью (участвовал в диспуте с преподавателями и студентами СПбДА 23 марта 1886). Из-за конфликтов на Рогожском кладбище переехал в провинцию, жил во Владимирской и Нижегородской губерниях.
В 1887 г. обосновался в с. Безводном Арзамасского у. Нижегородской губ., где в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. совместно с И. Г. Усовым (впосл. еп. Нижегородский Иннокентий) организовал типографию и мастерскую по производству гектографированных изданий (на титульных листах выпускавшихся здесь книг было обозначено: «Яссы, типография Б. Н. П...къ», аббревиатура расшифровывается: «Бог нам помощник»). В этот период А. издал гектографическим способом ряд богослужебных книг, к-рые стремился максимально приблизить к совр. ему старообрядческой богослужебной практике, стараясь осмыслить как разночтения в старопечатных книгах, так и расхождения в богослужебных обычаях разных старообрядческих общин. При редактировании текстов А. пользовался не только книгами времени первых 5 Московских Патриархов, но и юго-западнорус. правосл. изданиями XVI - нач. XVII в., что объясняет появление в исправленных А. чинопоследованиях непривычных для великорус. извода церковнослав. языка 1-й пол. XVII в. речевых оборотов. В Безводном был издан составленный А. «Краткий практический устав» (1888; Уральск, 19082, впосл. неоднократно переиздавался, последнее изд.: М., 2001р), по-видимому, в 80-90-х гг. ХIХ в. были гектографически изданы «Чиноприемник и чин св. Крещения», «Чин исповеди», поныне употребляемые старообрядческой Церковью (типографским способом опубликованы в Уральске в 1908-1910). В сент. 1890 г., во время поездки по Черниговской губ., А. подвергся тюремному заключению за «явное оказательство раскола», освобожден под денежный залог в апр. следующего года.
21 окт. 1897 г. А. был рукоположен во епископа Уральского и Оренбургского (для старообрядцев, проживавших на Юж. Урале и в прилегающих областях). В 1898 г. в течение неск. месяцев исполнял обязанности местоблюстителя Московской архиепископской кафедры, после того как старообрядческий Московский архиеп. Савватий (Лёвшин), давший властям подписку «не именоваться архиепископом Московским», был собором старообрядческих епископов уволен на покой как отказавшийся от сана. А. восстановил проведение старообрядческих соборов, в окт. 1898 г. на созванном А. соборе архиепископом Московским был избран Иоанн (Картушин), хотя было много сторонников возведения самого А. на архиепископскую кафедру. Кандидатура А. была отклонена во многом из-за «особого мнения», поданного московскими и донскими делегатами. «Мнение», в к-ром А. был охарактеризован как «книжный реформатор наподобие Никона», содержало в себе критику изменений, внесенных А. в названные выше богослужебные книги, и осуждало А. за нарушение указов Патриарха Филарета 1628 г. о запрете использования Русской Церковью книг «литовской печати».
А. стал инициатором проведения ежегодных всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкой иерархии (см. Съезды старообрядческие), первый съезд прошел под председательством А. в Н. Новгороде в 1899 г. В 1906 г. в Уральске была создана первая в России легальная частная старообрядческая типография А. В. Симакова, к 1908 г. благодаря А. превратившаяся в одно из крупнейших предприятий по производству книг для старообрядцев.
Перу А. принадлежит значительное число сочинений, посвященных апологии Белокриницкой иерархии, полемике с представителями др. старообрядческих согласий и миссионерами РПЦ, вопросам догматики, обрядности и т. д. В 1885 г. в Мануиловке вышла книга А. «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений», в к-рой, отвечая на утверждение правосл. миссионеров о невозможности существования Церкви без архиереев, автор развил старообрядческое учение о том, что в отсутствие епископов вследствие уклонения последних в ересь (подразумеваются реформы Патриарха Никона) Церковь может временно пребывать под непосредственным невидимым водительством своего Главы Христа, при условии сохранения благочестия священством и верующим народом. В книге также содержалась защита положения из составленного иноком Павлом (Великодворским) «Белокриницкого устава», согласно к-рому Сын Божий родился вместе с веками от Бога Отца. Это мнение А. рассматривалось Духовным советом при Московской старообрядческой архиепископии и было осуждено, А. принес устное покаяние, однако впосл. продолжал защищать это положение «Белокриницкого устава» (в частности, на диспуте в с. Алексеевка Саратовской губ. в 1897). О еретичестве данного мнения А. писали мн. правосл. авторы, а также старообрядческий Казанский еп. Пафнутий и свящ. Василий Механиков. Критике сочинений А. посвящено большое число работ правосл. миссионеров.
Среди старообрядцев А. имел много учеников и последователей, наиболее известным из к-рых был Ф. Е. Мельников. На соборе старообрядцев Белокриницкой иерархии, проходившем в Москве в окт. 2001 г., было высказано предложение о канонизации А., однако собор не принял определенного решения по этому вопросу.