АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ
Том III , С. 429-430
опубликовано: 27 ноября 2008г.

АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ

[Калипосский, Монах; груз. არსენი იყალთოელი] (Вачесдзе; ок. 1050, с. Икалто, пров. Кахети, Грузия - 6.02.1127, там же), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт, наставник и духовник блгв. царя Давида IV Строителя. Сведения об А. И. содержатся в колофонах и приписках в рукописях его оригинальных или переводных трудов. Происходил из груз. княжеского рода. Начальное образование получил в мон-ре Икалто, там же, по-видимому, принял постриг. Есть основание полагать, что А. И. продолжил образование в богословской академии Мангана в К-поле, где ознакомился с богословско-философским учением Михаила Пселла и Иоанна Итала. Подвизался в сир. мон-ре св. Симеона Чудотворца на Чёрной горе (около Антиохии), где под духовным рук. прп. Ефрема Мцире под именем Арсения Монаха начал лит. деятельность - перевел неск. сочинений Симеона Метафраста, исследуя, в частности, причины раскола с т. н. нехалкидонскими Церквами. Вскоре перешел в Калипосский мон-рь на Чёрной горе, где продолжил лит. деятельность под именем Арсения Калипосского. Вероятно, уже после кончины прп. Ефрема (1101) А. И. возвратился в К-поль и поступил в мон-рь св. Георгия, где перевел «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита и «Хронограф» Георгия Монаха (Амартола), а также приступил к составлению сб. «Догматикон», в к-ром заметно влияние философских идей Аристотеля.

Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в.Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в.

В нач. XII в. А. И. (возможно, по приглашению блгв. царя Давида) вернулся в Грузию и принял активное участие в проведении церковной реформы и в работе Руис-Урбнисского Собора: перевел кодекс правосл. церковного права «Номоканон в XIV титулов» (ред. 882 г. Патриарха К-польского Фотия), послуживший одним из основных источников постановлений Собора. Все постановления и положения Собора были записаны А. И. в едином «Уложении», в состав к-рого вошли также пространное предисловие богословского и историко-догматического характера и панегирик блгв. Давиду Строителю «Царю Давиду - монах Арсений». А. И. был одним из инициаторов и участников Собора в Ани (груз.- Аниси), на к-ром защищал догматические основы Православия; под его влиянием часть арм. епископов-нехалкидонитов склонилась к воссоединению с правосл. Церковью. Будучи одним из инициаторов создания Гелатской академии, А. И. преподавал в ней. Через неск. лет А. И. перешел в мон-рь Шиомгвиме, крупнейший центр груз. письменности того времени, где им был создан и введен в обиход монастырский устав (типик) мон-ря Симеона Чудотворца и возведен храм во имя Пресв. Богородицы. Памятная запись рукописи, содержащей типик мон-ря Шиомгвиме, называет А. И. «светочем Грузинской Церкви». По преданию, А. И. основал Икалтойскую ДА при мон-ре Спаса Нерукотворного в Икалто, где, должно быть, и скончался.

А. И.- автор метафрастического жития св. Нины, 2 завещаний блгв. царя Давида Строителя (1123, 1125), эпитафии царю, большого количества ямбическо-гимнографических стихов церковного характера, переводов Великого канона прп. Андрея Критского, «Источника знаний» прп. Иоанна Дамаскина и неск. агиографических произведений. В сочинениях А. И., отражающих влияние визант. богословской школы, уделяется особое внимание обоснованию богословских учений. Большая часть лит. наследия неопубликована.

Соч.: დოგმატიკონი. S 1163 // Ин-т рукописей им. К. Кекелидзе Грузинской АН; ტიბიკობი. S 1370 // Там же; დიდი სჯულისკანონი / გამომცემლები: ე. გაბიმაშვილი, ე. გიუნაშვილი, მ. დოლაჟიმე, გ. ნინუა. თბილისი, 1976.
Ист.: გიორგი ამარტოლის ჟრონოგრაფი / ს. ყაუხჩიშვილის გამოცემა. ტიფლისი, 1926; ცხოვრება დავით აღმაშენებლისა // КЦ. Т. 1. С. 318-364; გაბიმაშვილი . რუის-ურბნისის კრების მეგლისწერა. თბილისი, 1978. С. 176-196; ანდერმი დავით მეფისა შიომღვიმის მონასტრისადმი // ჟართული ისტორიული საბუთების კორპუსი /გამოსცეს: ნ. შოშიაშვილმა, თ. ენუჟიმემ, ვ. სილოგავამ. თბილისი, 1984. С. 52-59.
Лит.: კაკაბამე . დავით აღმაშენებლის მატიანის ავტორის ვინაობისათვის. ტფილისი, 1913; ნუცუბიმე . რეაჟციონური იდეოლოგია XII ს. საჟართველოში // ჟართული ფილოსოფიის ისტორია. თბილისი, 1958. T. 2. С. 149-155; ოდიშელი . დავით აღმაშენებლის ისტორიკოსის ვინაობის საკითხისათვის // ხელნაწერთა ინსტიტუტის მოამბე. თბილისი, 1963. Т. 5; ლოლაშვილი . ნინოს მეტაფრასული ცხოვრების ავტორის ვინაობისათვის // საჟართველოს მეცნიერებათა აკადემიის მაცნე. თბილისი, 1974. № 4; он же. არსენ იყალთოელი. თბილისი, 1978; გაბიმაშვილი . რუის-ურბნისის კრების მეგლისწერა. თბილისი, 1978; კეკელიმე . არსენ იყალთოელი // მველი ჟართული მწერლობის ისტორია. თბილისი, 1980. Т. 1. С. 273-284; он же. არსენი ბერი // Там же. С. 309-314.
Э. Габидзашвили
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ (сер. VI в), столпник, основатель Марткопского мон-ря (Грузия), прп. (пам. 19 янв., 7 мая)
  • АНТОНИЙ МЕСХ (2-я пол. XIII в.), просветитель лезгин, прп. Грузинской Правосл. Церкви (пам. 16 марта)
  • АРСЕНИЙ УЛУМБОЙСКИЙ (IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 3 мая)
  • ГЕОРГИЙ И САВВА ХАХУЛЕЛИ старцы мон-ря Хахули, преподобные Грузинской Православной Церкви (пам. 19 дек.)
  • ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных)
  • ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)
  • ГРИГОРИЙ ХАНДЗТИЙСКИЙ (759-861), прп., (пам. 5 окт.)
  • ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским)