[лат. Archelaus] († ок. 280), свт. (пам. зап. 26 дек.), еп. Кархарский (Касхарский, Каррский). Во времена имп. Проба (276-282) прославился как активный борец с манихейством. Указываемая в источниках кафедра А.- Кархар или Касхар - отождествляется с г. Карры (Харран) в Сев. Месопотамии. Полемический трактат, составленный в форме диспута А. с манихеями - «Деяния Архелая» (Acta Archelai) - был, по всей вероятности, написан по-сирийски и впосл. переведен на др. языки. Сохранились сир. и копт. фрагменты, греч. отрывки у свт. Епифания Кипрского (Adv. haer. 66. 6-7, 25-31); полный текст дошел в лат. переводе кон. IV в. По сообщению блж. Иеронима, «Архелай, епископ Месопотамский, составил по-сирийски книгу диспутов с манихеями из Персии» (De vir. ill. 72). Однако греч. полемист с манихейством еп. Ираклиан Халкидонский (VI в.) называет автором записей о диспуте А. некоего Игемония (см. Phot. Bibl. 85), что подтверждается указанием в рукописи лат. версии.
«Деяния Архелая» послужили главным источником информации о манихеях для большинства средневек. христ. историков и богословов, писавших против манихеев на греч., лат., сир., копт. и араб. языках. Сочинение включает: а) вводные главы, характеризующие участников диспута; б) обличение бывш. манихея Турбо в адрес оставленной им религии; в) описание 2 публичных диспутов епископа А. с Мани и рассказ о казни ересиарха; г) обличительную речь А. об истоках манихейской ереси. Назначение труда А. состояло в том, чтобы представить убедительные доводы существования ереси в манихействе, доказать, что учение Мани было лишь звеном в цепи заблуждений, берущей начало от Симона Волхва. Рассказ о происхождении Мани наряду с изложением легенды содержит и элементы исторической информации, особенно в отношении географической и социальной привязки событий.