АСА́Ф [евр. , - собиратель, греч. ̓Ασάφ], cын Берехии из колена Левия, родоначальник одной из основных династий храмовых певцов и музыкантов, т. н. сынов А. Царь Давид, учредивший регулярное богослужебное пение при скинии, поставил его начальником одного из 3 хоров, игроком на кимвалах (1 Пар 6. 39; 16. 5; см. также в ст. «Музыка и муз. инструменты в Библии»). После перенесения ковчега в Иерусалим Давид впервые воспел «через Асафа и братьев его» псалом (1 Пар 16. 7). Впосл. сыны А. играли ведущую роль в богослужении Второго храма, поскольку только певцы из этой династии упоминаются среди возвратившихся из плена (Езд 2. 41; Неем. 7. 44). Свящ. Писание особенно отмечает их пророческое служение (1 Пар 25. 1-2; 2 Пар 20. 14-23). Позднее авторитет А., чьи псалмы пелись при восстановлении служения в храме при царе Езекии, приравнивался к Давидову (2 Пар 29. 30). Именование А. «прозорливцем» ( ) и пророческий характер его псалмов позволяют говорить о нем как о храмовом пророке (Gese. S. 147-158). В талмудической традиции, согласно одной версии, А. помогал Давиду в написании псалмов (Бава батра 14b), по др.- А. жил в эпоху плена и, видя разрушение храма, радовался, что Господь «излил гнев Свой только на бревна и камни» (Эха Рабба 4. 14). Именем А. надписано 12 псалмов (49, 72-82). В святоотеческой традиции не подвергалось сомнению надписание этих псалмов (Athanas. Alex. Expos. in Ps. XLIX; LXXVI // PG. 27. Col. 229; 345), но высказывалось мнение, что А. записал их «под влиянием пророчества Давида» (Theodoret. Interpretatio in Ps. LXXVI // PG. 80. Col. 1143c). Блж. Августин, основываясь на переводах имени А. (лат. сongregatio, греч. συναγωγή), усматривает в нем собирательный образ синагоги, т. е. собрания верных Богу людей в ВЗ, из к-рого впосл. произошли апостолы (Enarrat. in Ps. LXXII // PL. 37. Col. 916sqq). А. П. Лопухин считал псалмы 73-78, 82 принадлежащими потомкам А. (Толковая Библия. Т. 4. С. 130). На основании описанных в псалмах событий более позднего периода их авторство, приписываемое А., ставится под сомнение библейской критикой. Псалмы 75-77, 79 обычно датируют временем ассир. нашествия (кон. VIII в. до Р. Х.). Считалось, что псалмы 73 и 78, содержащие предсказания о разрушении храма, были написаны во времена разрушения Иерусалима Навуходоносором II (587 до Р. Х.), но новейшие текстологические исследования показывают их синхронность с остальными псалмами А. (В. Weber).