АСКАЛО́Н [евр. ; совр. Ашкелон], г. на юге Израиля (20 км севернее Газы), на берегу Средиземного м. Упоминается в Библии как филистимский с эпохи завоевания Ханаана (Нав 13. 3; Суд 14. 19), как ханаанский в егип. «текстах проклятий», где указано на его враждебность Египту. В амарнских письмах (поздний бронзовый век) сообщается о поддержке правителем А. Уйдийей войска фараона провиантом (№ 320-326, 370), хотя из письма правителя Иерусалима следует, что одновременно А., Гезер и Лахиш намеревались поставлять припасы хапиру - врагам Египта (№ 287). Египтяне захватили А., рельеф храма в Карнаке изображает штурм войсками Мернептаха «Аскелона, проклятого города, взятого… в минуту слабости» (ANET. № 256). На 8-м году правления Рамсеса III (1187 до Р. Х.) была разгромлена коалиция «народов моря», включая города филистимлян A., Ашдод, Екрон, Газу и Геф.
После завоевания Ханаана избранным народом А. входил в территорию колена Иуды, однако, завладев холмистой частью, «сыны Израилевы» не смогли изгнать филистимлян с равнин (Нав 13. 3; Суд 1. 18-19). В эпоху Судей А. упомянут в рассказе о Самсоне, убившем в этом городе 30 мужей (Суд 14. 19); Давид называет А. среди филистимских городов, правители к-рых будут рады поражению Израиля при горах Гелвуйских (4 Цар 1. 20); гибель А. предрекал прор. Амос (1. 8).
Ассир. источники VIII в. до Р. Х. еще признают А. филистимским вместе с Газой и Екроном, но в 734 г. до Р. Х. Тиглатпаласар III принуждает А. платить подати, а позже захватывает город. Вплоть до сер. VII в. его цари были лояльны по отношению к Ассирии и город служил опорным пунктом для вторжений в Египет.
После краха Ассирии филистимские города отказались платить подати вавилонскому царю Навуходоносору, за что А. к зиме 604 г. до Р. Х. был разрушен, его царь и мн. жители уведены в Вавилон. Город вновь достиг расцвета в период персид. господства. В эллинистический период A. овладели Птолемеи, затем Селевкиды; при Маккавеях А. оставался независимым. К 111 г. до Р. Х. его независимость от Селевкидов была подтверждена чеканкой особой серебряной монеты. В рим. период А. - свободный греч. город. Царь Ирод построил здесь бани, источники и колоннады (Иосиф Фл. Иуд. войн. I 422). В начале Иудейской войны в греч. А. были убиты 2500 евреев (Там же. II 477), но война не нанесла городу экономического ущерба, и в позднерим. эпоху он все еще был известен своим производством сельскохозяйственной продукции (Strab. Geog. XVI 2. 29).
Епископ А. присутствовал уже на Всел. I Cоборе (Fedalto. Hierarchia. P. 1016). В 636 г. А. заняли арабы, но евреи и христиане продолжали там жить, в 940 г. была разрушена ц. Богородицы Виридской (St. Maria Viridis) и епископ А. был вынужден бежать в Рамлу. Крестоносцы не могли взять город до 1153 г. В 1187 г. A. сдался Салах ад-Дину, но в 1191 г. Ричард I Львиное Сердце отвоевал разрушенный мусульманами город. Частично отстроенный Ричардом, А. был в конце концов снесен согласно договору с Салах ад-Дином. Замок, воздвигнутый в 1240 г. на руинах герц. Корнуэлльским Ричардом, в 1270 г. уничтожил мамлюкский султан Байбарс.
Окрестности А. стали вновь застраиваться израильтянами только после арабо-израильской войны 1948 г.
Городище А. (ныне Национальный археологический парк им. И. Ядина) сохранило остатки ок. 20 поселений, к-рые датируются временем от эпохи неолита (сер. IV тыс. до Р. Х.) до сер. II тыс. по Р. Х. Первый успех принесли исследования 1920-1922 гг. (Дж. Гарстанг, У. Фидиан-Адамс). С 1985 г. начат новый этап раскопок, до сих пор не завершенный (под рук. Л. Стейджера и др.). При раскопках в А. последовательно обнаружены слои и укрепления ханаанской, филистимской, эллинистической, рим., визант., мусульм. эпох и времени крестоносцев.
А. среднего бронзового века (ок. 2000-1550 до Р. Х.) оказался укрепленным портовым городом хананеев, одним из крупнейших в ту эпоху. Его стены с башнями и воротами перестраивались четырежды только в эпоху бронзы, они охватывали полукольцом стоявший на приморском холме город (видимо, тот самый, к-рый упоминают «тексты проклятий») с населением ок. 15 тыс. чел. Предполагается, что город был уничтожен египтянами. Для реконструкции идолопоклонства у хананеев и предыстории культа «золотого тельца» важна находка посеребренной статуэтки теленка (символа божества Эла или Ваала), помещенная в глиняную модель святилища (до 1550 до Р. Х.).
Раскопки филистимского А. периода раннего железа (ок. 1200-586 до Р. Х.) дали сведения о времени и характере появления в Палестине «народов моря». По размеру город не уступал своему предшественнику эпохи хананеев, а его укрепления, построенные ок. 1150 г., включали башни из сырца и валы. По мнению Л. Стейджера, в А. обнаружено производство ранней монохромной керамики, близкой к микенской и свойственной «народам моря», в эпоху ок. 1175 г. до Р. Х. и более позднюю (ок. 1150), а также смена ее бихромной расписной (черно-красной) «филистимской» посудой, впитавшей местные (ханаанские, егип. и др.) мотивы в Юж. Палестине. Развитие ранних филистимских поселений, т. о., приходится на третью четверть XII в. до Р. Х. Обнаружение в А. глиняных привесок для прядения шерсти определенного типа, к-рый характерен только для Эгейского бассейна (о. Кипр), подтверждает их принадлежность носителям микенской культуры.
В персид. период в А. вновь побеждает традиция ханаанской культуры в новой, финикийской, версии, что подтверждают финикийские надписи, появление финикийской керамики, наличие религ. «знаков» богини Танит и кладбище собак V в. до Р. Х. с тысячами погребений (изучены ок. 700), видимо связанное с магией врачевания.
Новая эпоха принесла процветание: ее слои достигают 2-3 м, появляются новые типы каменных зданий, откладываются серии монетных и ювелирных кладов, предшествующих разорению А. ок. 300 г. до Р. Х. В рим., визант. и ислам. эпохи А. был центром космополитической культуры, что находит археологическое подтверждение как в типичном для эллинистического периода строительстве Ирода Великого, так и в находках, отражающих проникновение синкретических культов (напр., обилие светильников, украшенных эротическими сюжетами; «кладбище» младенцев, умерщвленных в канализации терм по демографическим или ритуальным причинам).
После победы христианства, в ранневизант. эпоху, город пережил новый расцвет, став важнейшим центром паломничества. Через А. в Европу вывозили вино для церковных нужд. Его изображения появились наряду с др. местами паломничеств на мозаиках Иордании («карта» из церкви в Медеве, VI в.; ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас, VIII в.). Неоднократно описывали А. и пилигримы-крестоносцы.
В А. исследованы остатки 3 церквей-базилик нач. V-VIII в. (раскопки 1954, 1967, 1985), в т. ч. с мозаичными полами, содержащими надписи и даты. Первая из них, Богородицы Виридской, ок. 400 г., простояла до прихода крестоносцев и была перестроена в крестово-купольную. Крестоносцы, имевшие в А. епископа, успели превратить в церкви ряд мечетей (собор св. Иоанна, позже св. Павла, из большой мечети кон. VII - нач. VIII в., и др.), а также построили новые, базиликального плана, остатки к-рых сохранились до наст. времени (храм девы Марии, госпиталь мон-ря св. Феодосии, капелла св. Михаила; Д. Принглом учтено 11 зданий).
Правосл. епископы А.: Лонгин (321-325), Авксентий (381), Иовин (415), Леонтий (449-451), Анастасий (ок. 498-499), Антоний (ок. 498 - между 515 и 536), Дионисий (536), Нерсес (VII в.), неизвестный (939), Илия (1146).