АФАНАСИЙ
Том III , С. 711-712
опубликовано: 26 февраля 2009г.

АФАНАСИЙ

(Волховский [Вольховский] II; 1741, Полтава - 1.01.1801, там же), , свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых), еп. Могилёвский и Полоцкий. Сын полтавского протоиерея, племянник и воспитанник еп. Афанасия (Волховского). Окончил Тверскую ДС, в 1765 г.- Киевскую академию, служил священником при Николаевской ц. в Полтаве. После кончины жены 1 окт. 1769 г. принял постриг в Болдинском Ильинском мон-ре близ Чернигова, служил в черниговском кафедральном соборе. С 1777 г. игумен Кириллова Белозерского мон-ря, с 1783 г. игумен приписанного к новгородскому архиерейскому дому Отенского мон-ря, с 23 нояб. 1783 г. архимандрит Вяжищского новгородского мон-ря. 13 нояб. 1785 г. назначен наместником Юрьева новгородского мон-ря.

Афанасий (Волховский II), еп. СтарорусскийАфанасий (Волховский II), еп. Старорусский

30 июля 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 5 марта 1795 г. по ходатайству кн. А. А. Безбородко перемещен на Могилёвскую и Полоцкую кафедру, став преемником свт.Георгия (Конисского), много сделавшего для защиты Православия против католичества и унии в западнобелорус. землях. Назначение А. в Могилёв произошло сразу после присоединения Зап. Белоруссии к России, в результате к-рого большое число греко-католиков воссоединилось с правосл. Церковью (по донесению А., в 1794-1795 в Могилёвской епархии воссоединились 107 865 униатов). Возвращение униатов в Православие (призыв к этому содержится в «Пастырском увещании к униатам» А.), противостояние католичеству, восстановление церковной жизни правосл. общин были главными задачами архипастырской деятельности А., свидетельством к-рой является его «Окружная грамота к пастве». Во время его пребывания на кафедре были установлены архиерейские службы по храмовым праздникам в приходских церквах и Буйницком мон-ре, предпринята попытка укрепления богослужебной дисциплины. При А. были упразднены Могилёвский братский и Шкловский жен. мон-ри. Особое внимание А. уделял Могилёвской семинарии, в к-рой ввел созданный им метод обучения. 31 окт. 1795 г. по распоряжению А. была создана «контора» для контроля за ДС.

В 1797 г. А. был награжден орденом св. кн. Александра Невского. Однако мн. действия А., выражавшиеся в излишнем администрировании, недостаточном знании традиций местных правосл. общин, вызывали недовольство, а подчас и открытые протесты. Ошибки были допущены и при обращении униатов в Православие, в связи с чем получило известность выступление униатов в г. Сенно, неподалеку от Витебска. Действия А. были причиной жалоб на правосл. иерарха в С.-Петербург со стороны могилевского дворянства и способствовали усилению позиций католич. клира, обратившего промахи епископа в свою пользу, что, в частности, выражалось в совращении недовольных в католицизм. Все это стало причиной увольнения А. на покой в Мгарский в честь Преображения Господня монастырь (без права управления мон-рем) указом имп. Павла I от 27 авг. 1797 г. Впрочем, существует мнение, что отрешение А. от кафедры явилось следствием интриг со стороны инославного дворянства, занимавшего тогда видное положение в западнорус. землях и имевшего связи с придворными кругами в столице. В 1800 г. в состоянии нервного расстройства А. переехал к родственникам в Полтаву, откуда в обитель уже не возвращался, несмотря на распоряжения Синода.

После кончины А. был погребен в склепе собора полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В 1884 г. настоятель монастыря еп. Прилуцкий Иларион (Юшенов) обрел нетленные мощи А. По распоряжению Свят. Синода началась подготовка к канонизации. Торжества по случаю прославления планировали провести после Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

В 1923 г. мощи А. были переданы в краеведческий музей как экспонат, во время Великой Отечественной войны перенесены в монастырь и погребены под полом Крестовоздвиженского собора. Ок. 1995 г. мощи святителя были перезахоронены на монастырском кладбище. В 2009 г. вновь началась работа по сбору материалов для канонизации А. Были составлены проекты тропаря и кондака, а также иконописного изображения святого. Свт. Афанасий Полтавский был прославлен Украинской Православной Церковью 10 окт. 2010 г.

Определением Архиерейского Собора от 30 нояб. 2017 г. имя свт. Афанасия включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Арх.: РГИА. Ф. 796. № 157; Ф. 1239. № 5448; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 255.
Соч.: Окружная грамота к пастве. М., 1795 (то же: Бантыш-Каменский Н. Историческое известие о возникшей в Польше унии. Вильна, 1864. С. 363-365); Пастырское увещание к униатам // Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Вильна, 1867. Т. 2. Прил. С. LXXIII-LXXIV.
Лит.: Орест, игум. Записки // Археографический сб. документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Вильна, 1867. Т. 2. Прил. С. LXXIII-LXXVI; Добрынин Г. Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная в Могилеве и Витебске // РС. 1871. № 10. С. 307-308; РБС. СПб., 1900. Т. 2. С. 369; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 853; Горючко П. Афанасий Вольховский, еп. Могилевский и Полоцкий // Могилевские ЕВ. 1902. № 5; он же. Могилевская духовная семинария времени архиеп. Анастасия Братановского (1797-1805) // Там же. 1905. №. 5 С. 133-134; Грыгаровiч I. I. Беларуская iерархiя. Минск, 1992. С. 25; Коялович М. О. История воссоединения западнорусских униатов. Минск, 1999. С. 360-368; Петровская О. Н. Он светил, как свешница..." // Исторические науки. 2011. № 3 (45). С. 30-37.
П. Н. Грюнберг, В. А. Теплова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский