(Ок. 1754, Родосто - 16.12.1844, К-поль), Патриарх Иерусалимский (на кафедре с 15 янв. 1827). По происхождению грек. Церковную карьеру начал в Грузии, где находились многочисленные представительства и имения Иерусалимского Патриархата. В течение 15 лет был игуменом подворья Святогробского братства в Неохории, под К-полем (Стамбулом). В 1827 г., после смерти Иерусалимского Патриарха Поликарпа, из-за огромного долга в 18 млн пиастров, образовавшегося в Патриархате, среди высшего греч. клира не оказалось желающих занять престол, и тогда А., будучи архимандритом, был возведен в Патриарший сан. По сложившейся традиции, все время своего Патриаршества А. провел в К-поле.
Масштабное строительство в нач. XIX в. (особенно восстановление в 1809/10 сгоревшего храма Гроба Господня), перебои с поступлением доходов от имущества Патриархата в Дунайских княжествах, беспорядочное финансовое управление, а главное - османские гонения на православных после начала Греческого восстания в 1821 г. привели к полному разорению Патриархата, не способного расплатиться с огромным долгом. Пытаясь предотвратить распродажу за долги греч. мон-рей у св. мест Палестины, А. обратился за помощью к правосл. миру и получил значительные суммы из Сербии, от православных Австрийской империи и особенно из России, куда для сбора милостыни в 1833 г. был отправлен архиеп. Иерофей (см. Иерофей I, Патриарх Антиохийский). Османское правительство также приняло меры к поддержке Иерусалимской Церкви. В результате Патриарху удалось расплатиться с долгами.
Улучшению положения Церкви также способствовали возобновление притока правосл. паломников в Иерусалим (с кон. 20-х гг. XIX в.) и переход Ближ. Востока в 1832-1840 гг. под контроль егип. паши Мухаммада Али, к-рый обеспечил внутриполитическую стабильность и покровительствовал христианам. В то же время в Палестине возвысилась арм. община, опиравшаяся на поддержку влиятельных единоверцев в Стамбуле и в окружении Мухаммада Али. Они добились уравнения в правах с др. конфессиями на проведение богослужений у Св. Гроба Господня. После землетрясения 13 мая 1834 г., когда пострадали мн. храмы, армяне получили право на ремонт купола храма Св. Гроба и на постройку церкви на Елеонской горе. А. обращался к К-польскому Патриарху Констанцию I с просьбой провести сборы средств для спасения св. мест. В пожертвованиях приняли участие серб. кн. Милош Обренович и рус. имп. Николай I. Настойчивые требования греков и католиков, поддержанные европ. и рус. дипломатами, привели к тому, что в 1837 г. Порта отменила привилегии, данные армянам. После долгих судебных проволочек в сент. 1839 г. арм. храм на Елеоне был разрушен. В нач. 40-х гг. XIX в. христ. конфессии соперничали за обладание участками Вифлеемского храма, что явилось началом тяжбы, к-рая впосл. послужила предлогом к началу Крымской войны (1853-1856).
В 1840 г., после восстановления власти султана, в Палестине заметно усилилось европ. присутствие, были открыты консульства, активизировалась миссионерская пропаганда, в первую очередь протестант. Увеличение количества рус. паломников и активное вовлечение России в ближневост. проблемы поставили на очередь вопрос о создании рус. Духовной миссии в Палестине (учреждена в 1847). С этими планами связана первая поездка на Восток архим. Порфирия (Успенского), оставившего яркое и весьма нелицеприятное описание состояния Иерусалимской Церкви в 1843-1844 гг. После этой поездки Русская Церковь видела свою задачу не только в том, чтобы оказывать денежную поддержку Иерусалимской Церкви и защищать ее от посягательств тур. правительства, но гл. обр. в просвещении палестинского духовенства. В К-поле архим. Порфирий встречался с А., к-рый уже отошел от дел ввиду преклонного возраста.