А́ХИЯ [Евр. , - брат Господа] (пам. 12 нояб.), прор., живший во времена царя Соломона, предшествовавшие разделению царств. А. при встрече с сановником Соломона Иеровоамом разорвал свою новую одежду на 12 частей и дал ему 10 в знак того, что Иеровоам будет царем в Израиле над 10 коленами, если будет верен Богу и исполнять Его заповеди (3 Цар 11. 29-31, 37-39); за потомками же Давида, несмотря на усиление языческого почитания при Соломоне, остаются 2 (по LXX; в евр. тексте - 1) колена (3 Цар 11. 32-36). Став царем после разделения единого царства, Иеровоам уклонился в идолопоклонство. Тогда А., к-рый к тому времени уже состарился и ослеп, предсказал жене Иеровоама смерть больного сына и полное истребление его рода (3 Цар 14. 1-16), что и исполнилось во время заговора Ваасы и свержения сына Иеровоама Навата (3 Цар 15. 29-30).
Блж. Августин толкует эти места как пример взаимодействия Божественной благодати и человеческой воли (Aug. De Gratia et libero arbitrio. XXI 42 // PL. 44. Col. 907). Св. Киприан Карфагенский усматривает в символическом раздирании одежды А. прообраз людей, разделяющих Церковь (Cypr. Carth. De eccl. unit. VII).
В правосл. месяцеслове память А. появляется приблизительно в X в. (Минологий Василия II - 9 янв.). Вероятно, оттуда празднование попадает в слав. Минеи митр. Макария и в совр. церковный календарь (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 352).
Согласно иудейскому преданию, А. был силомским левитом, одним из 7 иудейских учителей, к-рые, следуя один за др., должны дожить до конца света (по одной из версий, А. прожил более 500 лет) (Бава Батра 121b). По др. преданию, А. принял мученическую смерть от иудейского царя Авии (EJud. Vol. 2. Р. 459-460).