(Матен. № 6288), иллюминированная рукопись Евангелия-тетр. Написано на пергамене округлым еркатагиром (вид унциала) в 2 столбца, содержит 360 листов, 30´ 22 см. Согласно колофонам, создано в 1211 г. писцом Акопом в скриптории мон-ря Ахпат по заказу свящ. Саака из Ани. Переплетено Абраамом в мон-ре Оромос близ Ани. Иллюстрировано худож. Маркарэ в мон-ре Бехенц (Ани). Украшено 10 хоранами, миниатюрами «Вход Господень в Иерусалим» (Л. 166) и «Посвящение рукописи Иисусу Христу заказчиком свящ. Сааком и его братом Аракелом» (Л. 17а), титульными листами и портретами евангелистов перед каждым из Евангелий, многочисленными декоративными маргиналиями и орнаментированными инициалами в тексте. Послание Евсевия вписано в квадрифолий, обрамленный орнаментальным прямоугольником. 8 парных канонов на разворотах богато украшены прямоугольной заставкой на 3 колоннах. Над заставками, на карнизах и по сторонам колонн - символические птицы, цветы, деревья со змеей, свечи, лампады. Текст титулов написан золотом. Инициал (иногда с символом евангелиста) и неск. букв первой строки титулов написаны золотом и мозаично набранным цветом. Евангелисты Матфей, Марк и Лука представлены в традиц. иконографии - сидящими, ап. Иоанн - стоящим рядом со своим учеником Прохором на фоне храма, архитектура к-рого напоминает Звартноц.
Для анийских рукописей XIII в., вслед за А. Е., становятся характерными новые черты в системе иллюстрирования. Так, изображение полумесяца над крестом, обязательной правой маргиналии одного из титулов, переходит в последующие анийские Евангелия. В А. Е. впервые введены в качестве декоративного элемента буквы в виде орнамента, к-рыми написан колофон заказчика на титульном листе Евангелия от Луки, что в дальнейшем приведет к явлению, параллельному «ложному куфи» (потеря читаемости букв, превращение их в узор). Нововведением являются колофоны, вписанные в архитектурные мотивы хоранов (в среднюю базу - Л. 8б, в карниз - Л. 10б - 11а, под основание - Л. 15а), и включение в композицию хоранов фигур, трактуемых как жители Ани: водоноса и рыболова по имени Шераник (Л. 86), священнослужителей (Л. 9а), музыканта, играющего на сазе (Л. 15а). Т. о., иллюстрации А. Е. отличаются этнографической ценностью и семантической многослойностью. В миниатюре «Вход Господень в Иерусалим», представленной как бытовая сцена, постройки отражают анийскую архитектуру, однако все элементы, вплоть до одежды, входят в иконографическую формулу, свойственную монофизитским рукописям (напр., сир. яковитская кн. «Избранные евангельские чтения» (Vat. ms. sir. 559. F. 105; 1220 г.)).
В А. Е. отражены типичные черты восточнохрист. искусства XIII в.: иероглифичность предметных и фигурных форм, ковровый орнамент, пестрое цветовое решение и др. Вост. особенности А. Е. являются следствием длительного сельджукского окружения, отразившегося на развитии анийской культуры XIII в.