БАБАЙ ВЕЛИКИЙ
Том IV , С. 239-240
опубликовано: 28 марта 2009г.

БАБАЙ ВЕЛИКИЙ

[Баввай; сир.   ] (ок. 550 - ок. 628), видный несторианский писатель и богослов, ставший известным при католикосах Иезекииле, Ишояве I, Савришо и Григории. Б. В. род. в сел. Бет-Айната, в обл. Бет-Забдай (Забдицена), монашество принял в мон-ре на горе Изла, возле Нисибина. Впосл. стал настоятелем этого мон-ря, преемником Дадишо († 604). Фома Маргский сообщает в «Истории монахов» (Hist. monast. I 7), что «некоторые … монахи были изгнаны из этой киновии мар Бабаем в год греков 901» (590 г. по Р. Х.). Суть этого конфликта представляется недостаточно ясной, однако есть основания предполагать, что часть братии была недовольна несторианским радикализмом Б. В. и, покинув обитель, основала ряд отшельнических поселений на той же горе, а Фома Маргский, возможно, опираясь на пристрастные источники, изобразил это как бегство «невоздержанных». Тот же автор сообщает, что после смерти католикоса Григория (ок. 609), когда шаханшах Хосров II запретил христианам избирать себе католикоса, Б. В., лишенный престола, управлял Церковью Востока вплоть до 628 г. Епископы Нисибина, Адиабены и Карха-де-Бет-Селоха (обл. Бет-Гармай) обязали его надзирать за мон-рями для искоренения «последователей мессалианства», а также тех, кто придерживался учения Хнаны Адиабенского и его ученика Иосифа Хаззайи. В 628 г. после смерти Хосрова II, при его преемнике Каваде II Шероэ, был созван Собор, на к-ром Б. В. отказался возглавить Церковь Востока, и католикосом был избран Ишояв из Гдалы. Именно по инициативе Б. В. Церковь Востока в 612 г. прославила во святых Феодора Мопсуестийского, Диодора и Нестория.

Авдишо Нисибинский утверждает, что Б. В. написал более 83 книг, многие из них он перечисляет в своем «Каталоге» (Cat. Librorum, 94). Главными произведениями Б. В. считаются: толкование на Свящ. Писание; книга гимнов на праздники; сочинение о причинах празднования Недели ваий и праздника Воздвижения Креста Господня; «Мимры о божестве и Человечестве и о Лице единения» (               ) - рассуждение о единении двух естеств в Иисусе Христе против монофизитов, часто вслед за издателем А. Васхальде называемое «Liber de Unione»; изъяснение «Сотниц» Евагрия Понтийского; изъяснение речей Марка Монаха (о духовном законе); т. н. «Ватиканский трактат»; правила для послушников; каноны для монахов; полемические письма к Иосифу Хаззайе; история Диодора Тарсского и его последователей; повествования о Матфее-страннике, Аврааме Нисибинском и Гаврииле Катрайе; рассказ о жизни и мученичестве современника Б. В. Георгия (Михрангушнаспа; † 615), обращенного из зороастризма, а также неск. гимнов, находящихся в «Худре».

Богословские взгляды Б. В., изложенные им в кн. «О Единении», оказали решающее влияние на христологию Церкви Востока. Б. В. является автором или соавтором вероисповедания персид. епископов перед шахом Хосровом 612 г., содержащего учение о двухипостасной христологии, к-рое стало офиц. в персид. Церкви. Б. В., а вслед за ним и Собор 612 г. ориентируются на богословие Нестория, у к-рого Б. В. заимствовал основные христологические термины и положения. В кн. «О Единении» он полностью воспроизводит христологическую формулу Нестория из «Книги Ираклида». В богословии Б. В. фактически соединились все линии антиохийского богословия. Так, у него можно найти общеантиохийский термин «литургическое лицо» (λειτουργικὸν πρόσωπον) Христа; «единство чести, власти и поклонения», к-рое подобает Господу; христологические позиции и сотериологию Феодора Мопсуестийского; термин «лицо откровения», к-рый развился из толкования на 1 Тим 3. 16 (Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе). Двойственность во Христе и четкое различение двух природ у Б. В. связаны со стремлением сохранить полную трансцендентность божества и не допустить мысли о том, что Бог может претерпевать страдание (для антиохийской традиции страдание (греч. πάθος) было признаком падшей человеческой природы). Спасение человечества может быть достигнуто только через человеческое естество Христа, к-рое обожилось в Воскресении. Характерное для Б. В. мнение - это сохранение обеих природ, их особенностей (идиом) и, следов., их ипостасей. По учению Б. В., соединение двух природ произошло в момент ангельского благовестия. В богословии Нестория главное внимание уделяется двум лицам (πρόσωπα) и их соединению. Основная тема богословия Б. В.- две ипостаси и их соединение в одно лицо - связана с тем, что он заимствовал не основную формулу Нестория «две природы - две ипостаси - два лица - одно лицо», а вариант антиохийской формулы, к-рая встречается в начале «Книги Ираклида» и, по мнению Л. Абрамовски, принадлежит Псевдо-Несторию («две природы - два лица - одно лицо»). Если Несторий говорит о невозможности непосредственного соединения двух природ, то для Б. В. важнее то, что ипостаси (qno me  ) не могут самостоятельно соединиться. Так, в начале 17-й главы «О Единении», в определении терминов, Б. В. постулирует, что лицо ( , πρόσωπον) может быть соединенным, а ипостась - нет. Одна ипостась не может сама воспринять др. ипостась или быть воспринята ею (qno ma  несообщима, неразделима и не может принять иную qno ma ). Лицо же у Б. В.- это то, что отличает друг от друга различные ипостаси (qno me ). Отсюда неизбежно следует, что Б. В. не принимает одну ипостась Христа в смысле халкидонских вероопределений. В «Ватиканском трактате» он говорит, что «Бог Слово, вторая Qno ma  Троицы, имеющая Лицо единения, восприял наше человечество в свое Лицо (parso fa ) и даровал свое Лицо человеку, родившемуся в Ложеснах Блаженной Госпожи Марии. Так Лицо Усыновления Слова стало Лицом Того, кто образовался в Ней. Слово есть совершенная qno ma , и человечество есть совершенная qno ma , как у любого иного человека» (Tr. Vat. 300, 14/242, 17).

С др. стороны, Б. В., наверное, единственный из восточносир. богословов, кто употребил выражение    (греч. Θεοτόκος, Богородица; «О Единении». 100, 4-5 et passim), что может свидетельствовать о тенденции к пересмотру традиц. богословской терминологии Церкви Востока под влиянием хнанитского кризиса. Аскетические воззрения Б. В. выражены в его комментарии на творения Евагрия Понтийского, к-рые были одними из главных источников для всей восточносир. аскетической традиции.

Cоч.: Babai Magni Liber de Unione / Ed. A. Vaschalde. Louvain, 1915; Abramowski L., Goodman A. Nestorian Collection of Christological Texts. Camb., 1972. Vol. 1. P. 207-210; Vol. 2. P. 123-125.
Ист.: Thomas de Marga. Liber superiorum seu Historia monastica / Ed. P. Bedjan. P.; Lpz., 1901; Histoire nestorienne: (Chronique de Séert). Part. 2 / Publ. et trad. par A. Scher // PO. T. 13/4. P. 530-534.
Лит.: Райт В. Очерк. 1902. С. 115-117; Bethune-Baker J. F. Nestorius and His Teaching. Camb., 1908; Krüger P. Cognitio sapientiae: die Erkentniss der Wahrheit nach den unveröffentlichten beiden Sermones Babais des Grossen über das geistige Gesetz des Mönches Markus // Studia Patristica. 1962. Vol. 5. P. 377-381; idem. Das Problem des Pelagianismus bei Babai dem Grossen // OrChr. 1962. N 46. P. 77-86; idem. Das Geheimnis der Taufe in den Werken Babais des Grossen // Ibid. 1963. N 47. P. 98-110; Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis. Louvain, 1963; eadem. Die Christologie Babais des Grossen // OCA. 1974. Vol. 197. P. 219-245; eadem. Babai der Grosse: Christologische Probleme und ihre Lösungen // OCP. 1975. Vol. 41. P. 289-343; Guillaumont A. Le témoignage de Babai le Grand sur les Messaliens // OCA. 1975. Vol. 205. P. 257-265; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 68-70, 210, 212; Brock S. Clothing Metaphors as a Means of Theological Expression in Syriac Tradition // Typus, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter / Hrsg. von M. Schmidt. Regensburg, 1982. S. 11-38; idem. Christians in the Sasanian Empire: a Case of Divided Loyalties // Studies in Church History. 1982. Vol. 18. P. 1-19; idem. The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Cent. // Aksum-Thyateira: a Festschrift for Archbishop Methodios G. Dragas. L., 1985. P. 125-142; Chaumont M.-L. La christianisation de l'Empire Iranien: Des origines aux grandes persécutions du IV siècle. Louvain, 1988. (CSCO; 499. Sub. 80); Chediath G. Ms. Vat. Syr. 592, fols. 8-26: Some Useful Counsels on the Ascetical Life by Mar Babai the Great // Studia Patristica. 1993. Vol. 25. P. 253-257; idem. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982; idem. The Theological Contribution of Mar Babai the Great // Syriac Dialogue. W., 1994. P. 155-167.
И. Йевтич, А. В. Муравьёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока
  • АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока
  • АКАКИЙ СЕЛЕВКИЙСКИЙ (V в.), несторианский католикос (484-496), богослов и духовный писатель
  • БАР САУМА (415/420 - 492/495), митр. Нисибинский, несторианский церк. деятель
  • АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ Абу-ль-Фарадж, несторианский иеромонах, философ и врач, видный арабоязычный богослов
  • АБУ НУХ несторианский писатель VIII в.
  • АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИБН БАХЛУЛЬ Хассан бар Бахлуль, сироязычный несторианский богослов и ученый 2-й пол. Х в.
  • АВДИШО БАР БАХРИЗ (XI в.), митр. Мосульский, несторианский сироязычный писатель и церковный деятель