БАГАВАН
Том IV , С. 245-246
опубликовано: 31 марта 2009г.

БАГАВАН

Багава́н [от парф. баг - идол и арм. аван - город], мон-рь св. Иоанна Крестителя (по др. версии - св. Григория), располагавшийся у сев.-вост. подножия горы Нпат в обл. Багреванд пров. Айрарат Вел. Армении; по араб. версии Жития св. Григория арм. историографа Агафангела, «царский город» арм. Аршакидов у р. Евфрат (Агатангелос. § 810-819); после первой мировой войны на территории Турции (дер. Уч-килисе в иле Агры). Б. был культовым центром дохрист. Армении и местом погребения верховных жрецов. Здесь, в водах Евфрата, в 301 г. произошло крещение царя Трдата св. Григорием Просветителем, со временем это место было отмечено множеством крестов, высеченных в прибрежных скалах. Вблизи Б., на вершине горы Нпат, были часовни и места молений католикоса Нерсеса Великого (353-373), откуда он, по преданию, наблюдал за битвой армян с персами на поле Дзирав. Агафангел в «Истории Армении» рассказывает о том, что в IV в. св. Григорий Просветитель основал в Б. храм над мощами святых Иоанна Крестителя и Афиногена (посвящение не указано, однако в источниках он упоминается то как храм св. Иоанна Крестителя, то как храм св. Григория) и установил празднование их памяти. Лазар Парпеци (V в.) считал эту постройку мартирием (часовней) равноап. св. Григория, историограф X в. Ованнес Драсханакертци называл обителью св. Григория. Вероятно, на месте древнего храма при имп. Ираклии был возведен новый храм, основанный, согласно надписи, 15 июня 631 г. и завершенный 9 июля 639 г. «на местные средства во всем, при зодчем Исраеле Горагчеци». По мнению И. А. Орбели, надпись, стертая при ужесточении борьбы с халкидонитами, изначально содержала имя ктитора Католикоса Езры (в грецизированной форме - Езрас). С. Х. Мнацаканян считает, что в надписи упоминалось имя еп. Нерсеса Таеци до его восшествия на патриарший престол в 641 г. Во 2-й надписи указано, что в 88 г. по арм. летосчислению [639] было закончено строительство храма. В XIX в. Б. получил тур. название Уч-килисе (3 церкви), что может как отражать трехапсидную структуру храма, так и свидетельствовать об одновременном существовании здесь 3 церквей. Б. становится епархиальным центром областей Багреванд и Аршаруник. Самыми знаменитыми епископами здесь были Езник Колбаци и Мовсес Хоренаци.

Реконструкция храма (по С. А. Маилову)Реконструкция храма (по С. А. Маилову)Храм в Б. своими размерами сопоставим с соборами Двина, Талина, Звартноца. Орбели приводит размеры Б.: длина более 46 м, ширина более 27 м и высота ок. 20 м (не считая купола). В центре крестово-купольной композиции - купольный квадрат (сторона 10,5 м) на 4 массивных столбах. С востока к наосу, протяженному по оси с запада на восток, примыкала развитая алтарная часть с широкой главной апсидой и фланкирующими ее крестообразными пастофориями, завершенными полукруглыми апсидами. За подкупольными столбами у продольных стен находились пилястры, к-рым снаружи соответствовали лопатки-контрфорсы. В их толще были расположены лестницы, ведущие на крышу и в систему надсводных помещений. Выдержанный в строгих формах и почти лишенный декора внешний облик здания контрастировал с хорошо освещенным внутренним пространством и вызывал ассоциации с собором Св. Софии в К-поле. Храм имел 5 дверей и 45 окон (не считая тех, к-рые были сделаны в барабане купола), 6 из них находились в апсиде. Структура размещения окон на фасадах, аналогичная их расположению в юстиниановских храмах К-поля, нашла в дальнейшем развитие в величественных арм. соборах 2-й пол. VII в. (Аруч, Талин). В XVIII в. был заново возведен сев.-зап. угол храма и построен новый купол взамен рухнувшего.

Неизвестно, был ли храм расписан. Историограф Ованнес Драсханакертци, излагая события, происшедшие при католикосе Овабе Двнеци (790-791), когда араб. наместник с целью захвата богатого убранства храма оклеветал и умертвил более 40 монахов Б., отмечал наличие в храме ценной утвари: «При виде красоты и весьма благолепного убранства богом созданного храма - золота и серебра, покрывала [святыни], переливающегося разными цветами, утвари и облачений [араб. наместник], возбуждаемый нечестивой алчностью, принялся лукавой мыслью своей изыскивать способы, дабы овладеть священными дарами» (Иованнес Драсханакертци. С. 102). Мон-рь обладал большим собранием рукописей, к-рые еще в сер. XIX в. хранились в надсводных помещениях храма, а затем были расхищены или уничтожены в период русско-тур. войны 1877-1878 гг.

Ист.: Агатангелос. История Армении / Пер. и коммент. А. Тер-Гевондяна. Ереван, 1983. § 810-819; Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер., введ. и примеч. Г. Саркисяна. Ереван, 1990; Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер., вступ. статья и коммент. М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 102-104.
Лит.: Brosset M. Notice sur la plus ancienne inscription arménienne connue // Bulletin historique-philologiques. P., 1857. Т. 14. N 7-8. P. 118-125, 168; Appendice, avec une Planche lithographié // Mélanges asiatiques. 1857. T. 3. P. 1-11, 47. Il. 1; Bartholomaei J. Lettres numismatiques et archéologiques. S-Pb., 1859. P. 85-88; Барунак Пей Феруххан. Путешествие из Армении в Вавилон в году господнем 1847. Монастырь Армаш, 1876. С. 160-162; Алишан Л. Айрарат. Венеция, 1890. С. 527-535. Ил. 199; Айкуни С. Багревандский водораспределительный гавар. Валаршапат, 1894. Т. 1. С. 277-283 (на арм. яз.); Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1963. С. 371-394, 455-468. Табл. LXV-LXVII; Маилов С. А. Некоторые особенности крестово-купольных церквей раннесредневековой Армении // Архитектурное наследство. М., 1985. № 33. С. 242. Рис. 1и, 9в (аксонометрия); Мнацаканян С. Х. Крестовокупольные композиции Армении и Византии V-VII веков. Ереван, 1989. С. 120-125; Мурадян П. М. Фрагменты из истории собрания рукописей храма в Багаване // ИФЖ. 1999. № 1. С. 195-203; Асратян М. М. Армянская архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 34-35, 158.
А. Ю. Казарян
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРИЧ армянский монастырь в с. Арич
  • АРТАЗ армянский мон-рь в честь апостола Фаддея
  • АХПАТ мон-рь Армянской Апостольской Церкви (Х в.)
  • АХТАЛА крепость и монастырь в Армении