Бажáнский Порфирий Иванович (24.02.1836, с. Белелуя, Австрийская империя, ныне Ивано-Франковская обл., Украина - 29.12. 1920, Львов), униатский священник, укр. музыкально-общественный деятель, регент, фольклорист, музыковед, композитор. Род. в семье дьяка, прибывшей в Карпаты с Надднепрянщины, получил образование в греко-католич. Львовской ДС (1862-1864). После рукоположения (во Львове) стал священником в с. Сороки-Львовские. Записал напевы богослужебных песнопений в городах и селах Зап. Подолья, Покутья, Галичины, изучил местный певч. репертуар (3-, 4-, 7-голосное пение) и дал его характеристику в своих работах. Хотя мн. церковные хоры, включавшие певцов со знанием нотной грамоты, исполняли во 2-й пол. XIX в. авторские сочинения (Д. С. Бортнянского, прот. П. Турчанинова и др.), основной формой общенародного западноукр. церковного пения, согласно описанию Б., оставалась т. н. самойлiвка (самоïлка, самойловка, самойлувка - от сам и ловлю, улавливаю [на слух]) - 2-3-голосный распев, преимущественно устной традиции. Церковное 2-голосие и 3-голосие было также формой исполнения напевов, зафиксированных в Ирмологионах в одноголосном виде.
Музыкально-эстетические взгляды Б. формировались под влиянием стилистики народных обиходных распевов и поэтому отличались консерватизмом. Считая себя единомышленником Ф. П. Львова, Н. М. Потулова, прот. П. Турчанинова, прот. Д. Разумовского, Б. ратовал за несложные, консонантного склада гармонизации напевов (близкие знаменному многоголосию), согласованные «со старинным духом», и выступал против влияния «западного фигурализма» - западноевроп. мелодики «модерного» стиля, чуждой слав. традициям. Свое понимание церковного пения в Зап. Украине Б. изложил в работе «Исторiя руського церковного пѣнiя». Б. является автором хоровых произведений (в т. ч. 4 циклов литургии), «простонародных» опер-мелодрам и мн. др. На основе собственных полевых записей (4 тыс. народных мелодий) осуществил фундаментальное издание западноукр. фольклора «Русько-народнi галицькi мелодiï» (10 выпусков-«сотень»).