[нем. Bandmann] Гюнтер (1917, Дуйсбург - 1975, Бонн), нем. историк и теоретик искусства, исследователь христ. средневек. архитектуры. После окончания Кёльнского ун-та (1942), где занимался происхождением архитектурной формы вестверка (ученик Э. Кауфманна), становится ассистентом, приват-доцентом и профессором в Бонне (1949-1965). В 1965-1970 - ординарный профессор в Тюбингене, затем вновь в Бонне.
Б.- один из основоположников (наряду с Р. Краутхаймером, Г. Зедльмайром, А. Грабаром и др.) иконологического подхода к средневек. зодчеству, выявляющего наряду с буквальным и переносное, «дополнительное», значение архитектуры через обращение к религ., мифологическим, лит., философским, социальным и идеологическим контекстам. По мнению Б., разные типы сознания порождают и разные типы дополнительного значения: символическое свойственно архаическим культурам, аллегорическое типично для античности и средневековья, эстетическое отличает совр., секуляризированный взгляд на искусство. Он также выделил промежуточный тип дополнительного значения - исторический, к-рый сопутствует отчасти аллегорическому, отличаясь от него сознательным обращением в прошлое. Особое внимание Б. уделял проявлениям того или иного типа значения на формально-стилистическом и морфологическом уровнях. С т. зр. Б., наиболее адекватный метод изучения архитектуры как носителя значения - структуралистский. Концепция Б. была сформулирована в его основном труде «Средневековая архитектура как носитель значения» (1949) и повторена в качестве резюме в ст. «Иконология архитектуры» (1951). В своих работах Б. также наметил общий контур «иконологии орнамента» (Ikonologie des Ornaments und der Dekoration // Jb