БЕРНОН
Том IV , С. 679
опубликовано: 13 мая 2009г.

БЕРНОН

[Берно из Райхенау, Бернард; лат. Berno Augiensis, Bernardus] (ок. 978 - 7.06.1048, Райхенау), аббат, литургист и муз. теоретик. Происходил, вероятно, из знатного герм. рода. Нек-рое время жил в аббатстве Прюм. В 1008 г. герм. имп. Генрих II Святой назначил его настоятелем мон-ря Райхенау, пришедшего в упадок при настоятеле Иммоне. Б. восстановил в аббатстве мир и порядок. Особое внимание он уделял развитию учености; один из его учеников Герман Контрактус стал известным муз. теоретиком. Б. дважды ездил в Рим для участия в коронации императоров Генриха (1014) и Конрада (1027). Материалы, собранные во время первой поездки, он использовал при написании трактата о мессе. В 1022 г. сопровождал имп. Генриха в его поездке в Италию, посетив в т. ч. мон-рь Монте-Кассино. Б. первым из аббатов получил от папы Иоанна XIX право служить мессу в епископских облачениях (1032).

В области литургики наиболее значительными являются «Книга о праздновании Адвента» и «Диалог о постах Четырех времен года», к-рые Б. адресовал Арибону, архиеп. Майнца. Оба сочинения написаны с целью разрешить уставные проблемы, волновавшие Зап. Церковь того времени: сколько воскресений должен насчитывать Адвент (4 или 5), в случае если Рождество Христово приходится на понедельник, и в каком месяце (февр. или марте) следует соблюдать один из постов Четырех времен года. В соч. «О различном изменении псалмов и песнопений» (Х. Эш подвергает сомнению авторство Б.) рассматриваются текстуальные различия между галликанской и рим. версиями богослужебной Псалтири на примере антифонов и литургических чтений, под влиянием идей Агобарда Лионского предлагается внести исправления в литургические тексты, что позднее и было сделано в рим. Бревиарии. В трактате «Об обстоятельствах, относящихся к чину мессы» после краткого изложения содержания своих сочинений об Адвенте и посте Четырех времен года Б. рассматривает вопросы о поздних дополнениях к канону и др. частям мессы, порядке пения «Gloria», продолжительности празднования Пятидесятницы (7 или 8 дней), порядке чтения и пения на воскресных мессах в период после Пятидесятницы. Литургические сочинения Б. отмечены влиянием творчества Амалара из Меца.

Главным трудом Б. в муз. области является тонарий с обширным теоретическим прологом, в к-ром автор пишет о транспозиции и т. н. медиальных тонах (toni medii); в ряде списков содержатся позднейшие добавления, сделанные Б. к своему тексту. Пролог основывается на трудах более ранних муз. теоретиков (Аврелиана из Реоме, Хукбальда, Регино Прюмского, Анонима I Герберта, см. ст. Анонимы) и не учитывает теоретические новации Гвидо д'Ареццо. Известен также краткий тонарий, озаглавленный «О согласном различии тонов» и, вероятно, составленный Б. cпециально для преподавания в мон-ре. Кроме того, Б.- автор неск. песнопений, содержащихся в рукописи S. Gallen. Abb. 898 ( 3 гимнов, тропа на Богоявление, 3 секвенций и службы св. Ульриху), а также службы св. Мейнраду.

Соч.: Liber qualiter Adventus Domini celebretur quando Nativitas Domini feria secunda advenerit // PL. 162. Col. 1079-1086; Dialogus qualiter Quattuor Temporum jejunia per sua sabbata sint observanda // Ibid. Col. 1087-1112. Prologus in tonarium // Gerbert. Scriptores. T. 2. P. 62-79; Tonarius // Ibid. P. 79-91; De consona tonorum diversiate // Ibid. P. 114-117.
Лит.: Gatard A. // DACL. T. 2. Col. 820-822; Oesch H. Berno und Hermann von Reichenau als Musiktheoretiker. Bern, 1961. (Publ. d. Schweiz. Musikforschungen Ges.; II/9); Schmale F.-J. Die Briefe des Abtes Bern von Reichenau. Stuttgart, 1961; Gushee L. // NGDMM. Vol. 2. P. 628; Rausch A. Die Musiktaktate des Abtes Bern von Reichenau. Tutzing, 1999. (Musica mediaevalis Europae occidentalis; 5).
С. И. Никитин
Рубрики