АНАСТАСИМАТАРИЙ
Том II , С. 252-253
опубликовано: 10 ноября 2008г.

АНАСТАСИМАТАРИЙ

Анастасиматарий-Анфология протопсалта Хрисафа Нового. 1672 г. (Ath. Xeropot. gr. 128)Анастасиматарий-Анфология протопсалта Хрисафа Нового. 1672 г. (Ath. Xeropot. gr. 128) [греч. ̓Αναστασιματάριον от ἀναστάσιμα (στιχηρά) - воскресные (стихиры)], вид греч. певч. книги. Основу А. составляет собрание наиболее часто употребляемых песнопений Стихираря - воскресных стихир вечерни и утрени. Это прежде всего стихиры на Господи воззвах - воскресные самогласны («творение Иоанна Дамаскина»), восточны и богородичны догматики. Воззвахи (κεκραγάρια) либо распределяются по гласам, либо выписываются в конце кодекса, где обычно помещается и 11 утренних евангельских стихир («творение Льва Мудрого»). Иногда в А. содержатся также хвалитные псалмы (πασαπνοάρια), ексапостиларии и песнопения литургии. По причине широкого распространения рукописных А. в начале или конце этих кодексов обычно помещали в сокращенном виде протеорию Пападики (Προθεωρία τῆς Παπαδικῆς) - введение в муз. теорию (напр., Athen. Acad. Bibl. Sideridou. gr. 6, 1725 г.). Часто встречаются рукописи смешанного типа (сборники), содержащие в начале или в конце А. Анфологию Пападики (напр., Lesb. Leim. gr. 286, после 1600 г.), Доксастарий - собрание праздничных и триодных стихир на «Слава» (напр., Lesb. Leim. gr. 242, после 1650 г.) или Ирмологий (напр., Стихирарь, А. и Ирмологий Хрисафа Нового - Lesb. Leim. gr. 239, 1672-1673 гг.).

Анастасиматарий протопсалта Петра Пелопоннесского. 1829 г. (Athen. Collectio Iohannis N. Hierodiaconi (Ciprioti))Анастасиматарий протопсалта Петра Пелопоннесского. 1829 г. (Athen. Collectio Iohannis N. Hierodiaconi (Ciprioti))

Первые известные списки А. относятся к нач.- сер. XVII в. (напр., А. Мануила Хрисафа, ок. сер. XV в.- Lesb. Leim. gr. 288, ок. 1600 г.). В посл. трети XVII в. А. пополнился сочинениями протопсалта Великой ц. Хрисафа Нового (см. его автограф - Ath. Xeropot. gr. 128, 1672 г.). А., названный его именем, стал в рукописной традиции наиболее распространенным типом этой певч. книги. Еще более известным стал А. доместика и протопсалта Петра Пелопоннесского.

Митр. Хрисанф из Мадита († 1843) в «Теоретиконе» различает «древний» и «новый» виды стихирарного мелоса (παλαιὸν, νέον στιχηραρικὸν μέλος - § 402-403), присущие соответственно «древнему А.» и А. Петра Пелопоннесского. К числу песнопений, распетых 1-м видом мелоса, Хрисанф относит «славники», воскресны, хвалитны, подобны, самогласны и евангельские стихиры; новым видом мелоса, делящегося на медленный (ἀργόν) и сжатый, быстрый (σύντομον), были также распеты ексапостиларии, седальны, литургийные антифоны и входные стихи. А. Петра Пелопоннесского послужил основой для многочисленных печатных изданий А. (после 1820), содержащих помимо стихир на Господи воззвах воскресные седальны, каноны, а также великое славословие сжатого мелоса.

Лит.: Χρυσάνθου τοῦ ἐκ Μαδύτου Θεωρετικὸν Μέγα τῆς Μουσικῆς. Τεργέστη, 1832. Σ. 179-180; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. 30-41; idem. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 40.
Г. Статис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
  • АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - см. Нотация, Пометы, Сольмизация
  • АЛЬБАНОВ Александр Иванович († 1896?) , автор церковных песнопений, регент архиерейского хора
  • АНАТОЛИЙ АГИОРИТ (1-я пол. XVIII в.), иером., греч. писец и мелод
  • АНТИФОНАРИЙ в лат. традиции богослуж. певческая книга, содерж. песнопения суточного круга
  • АНФОЛОГИЯ тип греческой певческой книги