АНТЕМ
Том II , С. 483-484
опубликовано: 7 октября 2008г.

АНТЕМ

[англ. anthem, среднеангл. antem, antyme, древнеангл. antefn от позднелат. antiphona, antefana - антифон], в англикан. Церкви песнопение на текст из Библии (гл. обр. Псалтири), Книги общих молитв либо религиозно-дидактической лит-ры на англ. языке. Термин «А.» известен с XI в.; долгое время употреблялся как синоним антифона. В XV - 1-й пол. XVII в. А. нередко назывались авторские хоровые полифонические сочинения для богослужения, придворных церемоний, домашнего музицирования. С победой Реформации и становлением англикан. богослужения к нач. XVII в. это название закрепилось за заключительным песнопением утрени (Matins) и вечерни (Evensong), поющимся вместо прежнего вотивного антифона рим. обряда.

Известны 2 разновидности А.: более ранний полный (full) для хора (преимущественно a capella) и стиховой, или строфический (verse), распространившийся с 60-х гг. XVI в. и основанный на чередовании (иногда по принципу респонсория, но чаще как сквозная форма - см. Псалмодия) сольных (один или неск. певцов) и хоровых эпизодов с инструментальным сопровождением (орган, струнные, позднее оркестр с включением духовых). К кон. XVI в. композиторы стали отдавать предпочтение стиховому А. как форме, предоставлявшей исполнителям больше выразительных средств, позволявшей лучше воспринимать слова при сольном их исполнении и требовавшей меньше времени для репетиций.

Жанровым истоком полного А. были антифон и лат. мотет, однако уже первые его образцы (анонимные, а также соч. Т. Таллиса, Р. Джонсона, К. Тая, Дж. Шеппарда, У. Манди) отмечены стилистическим своеобразием: преобладающей силлабической мелодикой, наполненностью гармонической вертикали при ослаблении роли имитационной полифонии, краткостью и квадратностью фраз. На стиховой А. значительно воздействовали популярные в эпоху королевы Елизаветы I (1533-1603) жанры: consort song (песня для голоса мальчика и 3 или 4 виол) и «школьная драма», разыгрывавшаяся мальчиками-хористами Королевской часовни в Виндзоре. Они внесли в А. композиторов той эпохи - Р. Фарранта (магистр хористов Королевской часовни), У. Бёрда (писал как consort songs, так и А., полные и стиховые), Т. Морли, Э. Хупера - бóльшую мелодическую и ритмическую свободу, драматизм, резкие смены фактуры. В А. их младших современников - Дж. Томкинса, У. Чайлда, О. Гиббонса, Т. Уилкиса, У. Портера (ученик К. Монтеверди) - эти черты еще более усилились. В произведениях Чайлда, Портера, а также У. и. Г. Лоузов заметно влияние итал. маньеризма (т. н. мадригализмы).

На А. периода Реставрации повлияла вынужденная эмиграция нек-рых композиторов (Г. Кук, М. Локк) во время гражданской войны и диктатуры О. Кромвеля (1644-1660). Стилистическая эволюция А. (в творчестве Кука, Локка, П. Хамфри, Дж. Блоу) происходила под влиянием франц. барочной кантилены (ариозность сольных эпизодов, сопоставление контрастных разделов, расширение эмоционального диапазона песнопений - от покаянных, лирико-интимных до торжественных, хвалебных) и итал. кантаты (введение инструментальных интерлюдий, включение хоровой заключительной юбиляции «Аллилуия»). Наиболее ярко эти черты проявились в произведениях Г. Пёрселла, писавшего полные и стиховые А. (в т. ч. с оркестровым сопровождением). Наивысшего расцвета А. достиг в творчестве Г. Ф. Генделя, созданные им циклы произведений «по случаю» стилистически близки его же ораториям.

В XVIII в. с эмиграцией англ. музыкантов (У. Таки, У. Селби) и распространением печатной продукции А. пришел в Америку. Поначалу это были обработки простых англ. образцов для сельских приходов и конгрегаций нонконформистов для 4-голосного смешанного хора без сопровождения, иногда с имитацией и краткими соло. После провозглашения независимости США (1783) заметно увеличилось число сочинений местных авторов, поначалу преимущественно из Нов. Англии (У. Биллингс, Дж. Френч и др.).

На протяжении XIX в. А. оставался популярным среди композиторов и на родине (С. С. Уэзли, Ч. Х. Х. Пэрри, Ч. В. Стэнфорд), и за океаном (Л. Мэйсон, Дж. Уэбб). В XX в. в творчестве У. Т. Уолтона, Б. Бриттена, Э. К. Бэрстоу, Х. Хауэлза, К. Лейтона, Дж. Харви, Дж. Мак-Миллана появились новые образцы А., по сложности муз. языка доступные только коллективам высокого исполнительского уровня. См. также ст.: «Великобритания» (разд. «Церковная музыка»), «Англиканское пение».

Лит.: Foster M. B. Anthem and Anthem Composers. L., 1901; Bukofzer M. Music in the Baroque Era. N. Y., 1947; Daniel R. T. English Models for the First American Anthems // J. of the American Musicological Society. 1959. Vol. 12. N 1; Le Huray P. G. The English Anthem, 1580-1640 // Proc. of Royal Musical Association. L., 1959. Vol. 86; idem. The Treasury of English Church Music. L., 1965; Daniel R. T. The Anthem in New England before 1800. Evanston (Ill.), 1966. N. Y., 1979; Temperley N. The Music of the English Parish Church. Camb.; N. Y., 1979. 2 vol.; Wienandt E. A. The Anthem in England and America. N. Y., [1970]; Zimmerman F. B. The Anthems of Henry Purcell // American Choral Review. [N. Y.], 1971. Vol. 13. N 3-4; Morehen J. The English Consort and Verse Anthems // Early Music. L., 1978. Vol. 6. P. 381-385; Anthem, Ode, Oratorium: Ihre Ausprägung bei G.F. Händel / Hrsg. v. W. Siegmund-Schultze. Halle, 1981; King D. S. The Full Anthems and Services of John Blow and the Question of an English «stile antico». Ann Arbor (Mich.), 1990; The New Church Anthem Book: 100 Anthems / Comp. by L. Dakers. Oxf., 1994.
Е. И. Коляда
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
  • ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда
  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА муз. произведения христианского содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением
  • ИСПАНИЯ. III изобразительное искусство, церковная музыка