АБРАХА
Том I , С. 49-50
опубликовано: 7 ноября 2007г.

АБРАХА

Абрахá [араб.  , в южноарав. эпиграфике 'brh; греч. ̀ρδβλθυοτεΑβραμος], христ. царь Химьяра (Юж. Аравия), в сер. 30-х гг. VI в. основавший новую династию, эфиоп по происхождению. Именно он, вероятнее всего, один из двух царей, к-рый, по эфиоп. преданию, принял христианство (см. Абрэха и Ацбэха). Христ. эфиоп. имя Абрэха означает, по всей вероятности, «[Бог] был благосклонен [к нему]». После успешного завершения химьяро-эфиоп. войн в 525 г. на химьяритский престол был возведен ставленник Аксума, христианин Сумйафа Ашва из знатного южноарав. рода. Ок. 534 или 535 г. его свергли при поддержке местного населения эфиоп. войска, размещенные на юге Аравии. Власть над Химьяром оказалась в руках А., по-видимому, одного из аксумских военачальников (согласно Прокопию, он был рабом визант. торговца из Адулиса; о том, как он попал в аксумское войско, ничего неизвестно). Аксумский царь Элла Ацбэха (Калеб) безуспешно пытался подавить мятеж собственной армии. Лишь после его смерти А. формально признал власть нового аксумского царя, согласившись на уплату ему символической дани. Приняв титул химьяритских царей, А. подчеркнул свое стремление сохранить традиции местной государственности. Его столицей стал г. Сана, в центре к-рого им был выстроен великолепный собор эль-Калис. В кон. 546 - нач. 547 г. против А. поднял мятеж Язид ибн Кабша, наместник племенного союза кинда, жившего на территории Хадрамаута. К июлю 547 г. восстание охватило большинство южноарав. земель, на стороне повстанцев оказалась значительная часть сабейской и химьяритской знати. Прорыв Марибской плотины, поставивший под угрозу существование крупнейшего центра земледелия на юге Аравии, оазиса Мариб, заставил А. пойти на уступки и примириться с восставшими. По его приказу в окт. 547 - марте 549 г. был осуществлен ремонт этого грандиозного гидротехнического сооружения (последний в южноарав. истории). О высоком международном престиже А. свидетельствует прибытие к нему во время восстановления плотины посольств из Аксума, Византии и Ирана, а также от араб. владетелей - Лахмида аль-Мунзира III и Гассанидов аль-Хариса ибн Джабалы и его брата Абу Кариба ибн Джабалы. По примеру химьяритских царей V в. А. проводил активную политику во Внутренней Аравии, что подтверждает надпись (Ry 506), повествующая о победоносном походе А. против группы бедуинских племен в 552 г. Отождествлять эту кампанию с упомянутым в Коране (сура 105) «походом слона» на Мекку, к-рый арабо-мусульм. традиция приписывает А., нет оснований: по-видимому, в предании о «походе слона» отразился один из более поздних рейдов А. или его преемников на Хиджаз. Из-за сложных отношений с Аксумом А. взял курс на укрепление политических и религ. связей с Византией. Именно оттуда в годы его правления к химьяритским христианам был прислан правосл. еп. Григентий. Однако предположение о принятии при нем Православия в качестве офиц. религии Химьяра нельзя считать доказанным. О последних годах правления А. сведений нет. Вероятно, его кончина пришлась на кон. 50-х гг. VI в. Ему наследовал его сын Яксум.

Ист.: Das Leben Muhammed's nach Muhammed Ibn Ishâk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischâm / Hrsg. v. F. Wüstenfeld. Gött., 1858. Bd. 1/1. S. 26, 28-41; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 927-946, 950-952, 966; CIH 541 // CIS. Pars 4: Inscriptiones Himyariticas et Sabaeas. P., 1911. T. 2. P. 278-296 (переизд. и рус. пер.: Лундин А. Г. Южноаравийская историческая надпись VI в. н. э. из Мариба // Эпиграфика Востока. М.; Л., 1954. Вып. 9. С. 3-24); Ry 506 // Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes. 10 série // Muséon. 1953. Т. 66. P. 275-284; Прокопий. Войны. I 20. 3-8; 13.
Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 306-309, 314-331; Beeston A. F. L. Abraha // EI. Vol. 1. P. 105-106; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в. // ППС. 1961. Вып. 8 (71). С. 52-53, 61-86, 109, 121-123, 130-131; Drewes A. J. Abraha portait-il un titre éthiopen? // Drewes A. J. Inscriptions de l'Éthiopie antique. Leiden, 1962. P. 108-111; Kister M. J. The Campaign of Huluba n: A New Light on the Expedition of Abraha // Muséon. 1965. T. 78. P. 425-436; DEB. Vol. 1. P. 5-6; Пиотровский М. Б. «Поход слона» на Мекку: (Коран и историческая действительность) // Ислам: Религия, общество, государство. М., 1984. С. 28-35; он же. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М., 1985. С. 23-25, 36-37, 100, 142, 144, 146, 165-166, 176 [пер. Ry 506], 180-181 [пер. части CIH 541]; Kropp M. Abreha's Names and Titles: CIH 541, 4-9 Reconsidered // Proc. of the Seminar for Arabian Studies. T. 21. 1991. P. 135-145; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 55, 58, 86-88, 145, 205, 217; Robin Ch. J. Sheba. II: Dans les inscriptions d'Arabie du Sud // Dictionnaire de la Bible. P., 1996. Suppl. Col. 1143, 1192-1193; Французов С. А. «Что значит имя?» (О происхождении и значении имени Абраха: разрушение стереотипа) // Христианский Восток. Вып. 2. М., 2000 (в печати).
С. А. Французов
Рубрики
Ключевые слова
См.также