[Республика Албания, Шкиприя, албан. Shqipёria], гос-во на юге Европы. Территория: 28,75 тыс. кв. км. Столица: Тирана (270 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Дуррес, Шкодер, Эльбасан, Влёра. Гос. язык: албанский. География. Расположена в юго-зап. части Балканского п-ова, на побережье Адриатического и сев. части Ионического морей. Граничит на севере и сев.-востоке с Югославией, на востоке с Македонией, на юге с Грецией. Климат средиземноморский. Население: ок. 3400 тыс. чел. (1999), 95% - албанцы (2 диалектные группы - геги и тоски), 3% - греки, остальные - влахи, цыгане, сербы, македонцы и др. Офиц. язык: албанский (тоскский диалект). Гос. устройство. По Конституции 1998 г. А. является парламентской республикой. Глава гос-ва - президент (с июля 1997 - Р. Мейдани), избирается парламентом сроком на 5 лет. Высший орган законодательной власти - кувенд (парламент), состоящий из 140 депутатов, избираемых на 4 года. Глава исполнительной власти - председатель СМ (с нояб. 1999 - И. Мета).
Религия: ок. 70% - мусульмане; более 20% - православные; 10 % - католики (1997).
Албанская Православная Церковь имеет в стране 4 епархии: Тирано-Дурресско-Эльбасанская возглавляется архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием (Яннулатосом), Берато-Влёро-Канинская - еп. Игнатием (Триантисом), Гирокастринская; Корчинская - еп. Иоанном (Пелуши) и Апполонийское вик-ство.
Католич. Церковь имеет митрополию Шкодер, в к-рую входят 4 еп-ства - Пулати, Сапе, Лежа и Решени; архиеп-ство Дуррес-Тирана, а также апостольского администратора в Юж. А., подчиняющегося непосредственно Римской курии. Католич. общины возглавляет Епископская конференция.
Протестантизм представлен общинами евангелистов, баптистов, адвентистов Седьмого дня, методистов, изначально связанных с миссиями США и Нидерландов.
Ислам. Мусульмане А.- последователи суннитской доктрины, а также дервишского ордена бекташей, основанного в XV в. С 1925 до 1967 г. центр бекташизма находился в А. Традиционно наиболее сильные позиции ислама в сев. и центральных районах страны. Руководящий орган мусульман - Албанская исламская община (осн. 1991).
История христианства в А. насчитывает почти 2 тыс. лет. Ее можно разделить на неск. периодов: 1) от апостольских времен до 731 г.- самоуправляемая Церковь Вост. Иллирика в юрисдикции Фессалоникийского викариата, 2) с 731 г. до нач. XI в.- Церковь в юрисдикции К-польского Патриархата, 3) с нач. XI в. до 1767 г.- большая часть епископий в юрисдикции автокефальной Охридской архиепископии, 4) 1767-1937 гг.- Церковь в юрисдикции К-польского Патриархата, 5) с 1937 г. автокефальная Албанская Православная Церковь.
Первый период. Древнейшее население территории А.- иллирийцы - было подчинено Римской империей к I в. по Р. Х. Территория А. разделялась между 2 рим. провинциями: Иллириком и Македонией. Христ. общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. Ап. Павел, к-рый из Коринфа пишет послание римлянам (55-57 по Р. Х.), отмечает, что он трудился с божественной ревностью, «так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим 15. 19). Следующие слова: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» - дают возможность предположить, что ап. Павел лично или через своих ближайших помощников первым насаждал семена Евангелия на территории А. Его пребывание в Никополе (ок. Превезы, Греция) неоспоримо (Тит 3. 12), как и апостольская деятельность его ближайшего сотрудника Тита в Далмации (2 Тим 4. 10). Древнее предание считает апостолом этого региона Кесаря, - одного из 70. По др. преданиям, именно ап. Павел поставил Кесаря первым епископом Диррахия (совр. Дуррес). Более ясное свидетельство о наличии церковной общины в Диррахии дает история мученичества еп. Астия в 98 г. по Р. Х. (пам. 4 июня). 7 июля празднуется память святых Перегрина и иже с ним, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа, к-рых во II в. правитель Диррахия Агрикола утопил в море.
В кон. III в., при имп. Диоклетиане, территория А. была разделена между 3 провинциями, к-рым соответствовали христ. епархии. Сев. регион с центром в Скодре (совр. Шкодер, правильнее с албан. Шкодра) составлял часть Превалитанской епархии, центральный, до р. Аоос (совр. Вьоса),- епархию Нов. Эпира с кафедрой в Диррахии, а район совр. А. к югу от Авлона (совр. Влёра) относился к епархии Ст. Эпир с центром в Никополе.
В эпоху поздней Римской империи Иллирик и Греция входили в самоуправляемый Фессалоникийский викариат, подчиненный Риму. Из 9 епископов викариата митрополит Диррахия занимал 5-е место. В «Синекдиме Иерокла» (VI в.) приводятся города, к-рые сегодня географически принадлежат А. Нов. Эпир: Диррахий, Скампа (совр. Эльбасан), Аполлония (к западу от совр. Фиери), Бюлис (возле совр. Балши), Амантия (близ совр. Плёча), Пульхериополь (совр. Берат), Авлон (совр. Влёра), Листрон и Скипон. Ст. Эпир: Эврия, Финики, Адрианополь (совр. Либохова), Анхиазм (совр. Саранда), Бутрот (совр. Бутринти). На территории совр. Юж. Албании с 429 г. существовала Дриинопольская епископия.
С кон. VI в. в ходе продвижения слав. племен на Балканский п-ов происходили значительные изменения в составе населения территории А. В то же время из-за военной и политической обстановки греко-рим. города переживали упадок; большинство из них опустели; многие епископские кафедры были перенесены в др. города либо упразднены. Когда, напр., Анхиазм и Финики были разрушены готами (552), Анхиазмская кафедра была перенесена в Химару, а Финикская - временно в Месопотамский мон-рь (близ Дельвины), затем - в Дельвину. Кафедра Эврии сначала была в обители Соронья, позже слилась с епископией Бутрота. Дополнительные свидетельства о жизни христиан на территории А. дают имена раннехрист. святых епископов и археологические находки. Известны мученики первых веков христианства: святые еп. Елевферий Иллирийский († 120), его мать Анфия, Донат и Ферин († 250, в Бутроте), Данакс (III в.), Исавр диакон, Иннокентий, Феликс, Ермий, Василий, Перегрин, Руф и Руфин (из Аполлонии, кон. III - нач. IV в.; пам. 6 июля), Трифон (из Секисты Бератской, † 313), еп. Донат Эврийский († 387) и др. Христ. захоронения за стенами Бутрота (ок. II в.) - самое древнее археологическое свидетельство наличия христ. общины в регионе совр. А. В различных районах А. найдены христ. базилики V-VI вв.
Из актов Вселенских и Поместных Соборов известны епископы в А.: Евхарий Диррахийский, Феликс, еп. Аполлонии и Бюлиса,- участвовали в Всел. III Соборе 431 г.; Лука Диррахийский, Евсевий Аполлонийский, Перегрин Финикский, Клавдий Анхиазмский, Евтихий Адрианопольский - в Всел. IV Соборе 451 г.; еп. Сотир Авлонский - в Всел. V Соборе 553 г.; еп. Сисинний Диррахийский - в Трул. Соборе 691-692 гг.; епископы Ипатий и Филипп были на Поместном Соборе 516 г. в Эпире (в Никополе). В источниках упоминаются Валериан, еп. Финикский при визант. имп. Льве I, еп. Константин (523-539), еп. Евстафий (586).
Второй период (731 до нач. XI в.) начинается с присоединения Вост. Иллирика визант. имп. Львом III Исавром к К-польскому Патриархату и завершается подчинением многих епископий совр. А. Охридской архиепископии.
В 3-й нотиции К-польского Патриархата Диррахийская митрополия занимает 15-е место. В нее входят 8 епископий: Фамнис, Скампа, Ликинид (совр. Охрид, Македония), Амантия, Бюлис, Атрад, Авлон и Акрокеравний (Главеница) (Darrouzès. Notitiae. P. 236). В 10-й нотиции (нач. Х в.) митрополит Диррахия стоит на 42-м месте (перед Смирнским) с 15 епископами своей юрисдикции, в т. ч. на территории совр. А. в городах Стефаниак, Хуновия (совр. Буррели), Кроа (Круя), Элисс (совр. Лежа), Диоклея (совр. Подгорица), Скодра, Дриваст (совр. Дришти), Палата, Главеница, или Акрокеравний, Авлон, Цериник, Пульхериополь и Градиций (Ibid. P. 330). Приведение этих названий показывает довольно развитую церковную организацию, а также возникновение новых епископий при сохранении старых, хотя и с измененным порядковым номером. Из Диррахийских митрополитов в этот период известны Никифор, упомянутый в актах Всел. VII Собора (787), и Лукиан, подписавший протоколы К-польского Собора 879 г. Сохранились также имена иерархов Дриинопольской епископии, в числе к-рых Косма (754-787), к-рый представлял Эпир на VII Всел. Соборе, и Василий I (822). В Х или в нач. ХI в. подвизался и пострадал недалеко от совр. Эльбасана св. князь Иоанн-Владимир (22 мая 1016), св. мощи к-рого сохранились в одноименном мон-ре.
Третий период (нач. XI в.- 1767) В кон. IX - нач. XI в. А. входила в Болгарское царство Самуила. В 1018 г., после завоевания Византией Болгарского царства, имп. Василий II для управления Церковью на присоединенных к империи болг. землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32 церковные епархии на территории совр. гос-в Болгарии, Македонии, Юж. Сербии и А. На территории совр. А. в нее вошли епископии Акрокеравнийская (Главеница), Пульхериопольская (Берат), Церникская, Адрианопольская, Бутротская. Диррахийская митрополия в XI-ХIII вв. по-прежнему входила в юрисдикцию К-польского Патриархата. Среди окормлявших ее архиереев известны Лаврентий (1025), Константин Кавасила (1180), Роман (1240). Последнее упоминание митрополита Диррахийского в юрисдикции К-поля относится к 1280 г., позднее он числится в юрисдикции Охрида. Как произошел переход в др. юрисдикцию - неясно. Родом из Диррахия был визант. музыкант св. Иоанн Кукузель (ХII или ХIII в., пам. 1 окт.), к-рый жил на Св. горе. На Афоне подвизались также святые Нифонт († 1330, пам. 14 июня) из Люковы близ Химары и Нил Эрихиот (Ерикусийский) († 1350, пам. 10 или 16 авг.) из Канины.
Захват Византийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе совр. А., особенно в сев. районе (Шкодер, Круя), было сильно влияние католич. Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясения правосл. митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католич. епископ.
Возникновение первого гос. объединения - Арберийского княжества, или принципата,- относится к кон. XII в. В дальнейшем части территории А. в разное время входили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств. В 1335 г. визант. имп. Андроник III предпринял поход из К-поля и достиг Диррахия, восстанавливая визант. господство на территории А., но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х гг. В сер. XIV в. А. попала под власть Сербского гос-ва, что привело к упадку многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царство распалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Среди крупных родов выделялись Топия (юж. ветвь - Арианити) и Бальши. В 1392 г. князья фамилии Топия передали Диррахий венецианцам, к-рые контролировали его до 1501 г. В нач. XV в. большинство районов А. были покорены тур. султаном или признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. А. сопротивлялась тур. завоеванию. Это сопротивление связано с именем национального героя А. Георгия Кастриоти, прозванного Скандербегом. В 1443 г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свой контроль значительные территории совр. А., создав союз (лигу) князей. Он успешно отразил карательные походы 2 тур. султанов, заручился поддержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в 1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям. Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установить свое господство над всей А.
В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии в источниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля Церкви Диррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра. В этот период наиболее известны митрополиты Диррахия: Даниил (1693; с 1694 г. еп. Корчинский), Косма (1694; «митрополит Диррахийский и Далматский»), Неофит (1760), Григорий (1767).
О времени основания Белиградской митрополии (Белиград - совр. Берат) мы не имеем свидетельств. Название Белиград встречается в нач. ХIV в. Город был завоеван османами в 1431 г. Упоминаются 20 имен архиереев Белиградской митрополии, из к-рых наиболее известными являются Игнатий (1691-1693; впосл. архиеп. Охридский) и Иоасаф I (1752-1760 и 1765-1801). При Иоасафе Белиградская митрополия вернулась в юрисдикцию К-польского Патриархата.
Корчинская область еще до построения самого г. Корча (1490) относилась к Касторийской митрополии (Кастория - совр. территория Греции), к-рая также входила в Охридскую архиепископию. Корчинская митрополия основана в нач. ХVII в., она объединила Колонийскую, Деволскую и Селасфорскую (Селасфор - совр. Звезда) епископии. Первым известным епископом Корчинским является Неофит (1624 и 1628). В 1670 г. архиеп. Охридский Парфений, происходивший из Корчи, возвысил свой родной город в ранг митрополии, первый епископ к-рой носил титул митрополита Корчинского, Селасфорского и Мосхопольского.
Епископии Юж. А. по-прежнему входили в юрисдикцию К-польского Патриархата. Из известных 18 Дельвинских епископов наиболее древний - Ма(на)сия (1270), среди прочих выделяются ученый муж Захария (1670-1682) - неустанный проповедник, Манассия (1682-1695) - создатель школ в селах своей епархии, предшественник в этом св. равноап. Космы Этолийского (пам. 4 авг.). Имеется множество свидетельств об истории епископии Дриинопольской в XI-XVIII вв. Из известных 41 ее епископа такие выдающиеся, как Софиан (1672-1700) - борец против исламизации, Митрофан (1752-1760) - музыковед и Досифей (1760-1799), к-рому в эпоху господства мусульм. властей удалось воздвигнуть ок. 70 храмов.
В период османского владычества самым серьезным испытанием для Церкви А. было массовое принятие ислама албанцами. Исламизации населения способствовало и отсутствие христ. лит-ры на родном языке. В то же время в приморском регионе Химары действовали различные пропагандистские римско-католич. миссии. Для укрепления Православия во многих районах с ХVII в. возводились новые мон-ри, к-рые превращались в центры духовного делания, противостояния иноверию, воспитания, напр., в мон-рях Равенийском, Пепельском, Дринском, Чепском, Поличанском, Чатистском, Каменском, Лесиницком, Кокамьяском, Палашском, Химарском, Дримадском, Кипарском, Хормовском, Кодрском, Арденицком, Аполлонийском, Предтеченском в Мосхополе (совр. Воскопоя) и др. Православное население поддерживали клирики. Особенно отличался иером. Нектарий (Терпос) из Мосхополя. Он подвизался в период с 1719 по 1730 г. в области Берата и Спафии. Бежал от преследований в Италию, где издал свою книгу «Вера», к-рой старался отвратить православных от ислама. Во многих местах А. со строительством храмов и организацией школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был Мосхополь, построенный в труднодоступной гористой местности. Большое положительное значение имело отсутствие в городе военной османской администрации. В XVIII в. он имел примерно 60 тыс. жителей. Население его было достаточно однородно в религ. и социальном отношении - это были правосл. купцы и ремесленники. Экономическое благосостояние и городское самоуправление определили и высокий культурный уровень жизни в городе. Большую славу стяжала «Новая Академия» Мосхополя (1744), ее библиотека и типография. В городе было 20 храмов. До 1670 г. Мосхополь непосредственно подчинялся архиепископу Охридскому, а затем - Корчинской митрополии. Его упадок начался после разграбления, к-рому он в условиях феодальной анархии трижды подвергся в 60-80-х гг. XVIII в.; ныне превратился в деревню.
Чтобы избежать исламизации и сохранить свою веру, отдельные группы христиан в период османского завоевания предпочитали становиться «криптохристианами». В об-ве они имели имена и внешнее поведение мусульман, однако в семейной жизни сохраняли правосл. традиции. Наиболее типичным случаем криптохристианства в А. является Тоскидон (Спафия) - горный район южнее Эльбасана. Такое явление продолжалось с кон. ХVII до кон. XIX в. В этом регионе были и новомученики: прп. Никодим († 1722, Эльбасан, пам. 11 июля) и Христос Садовник, или Арванитис (т. е. Албанец; † 1748, К-поль, пам. 12 февр.).
Четвертый период (1767-1937): от упразднения автокефалии Охридской архиепископии до канонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви. В этот период реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы и предпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению православных. Выдающейся личностью этой эпохи является св. Косма Этолийский, к-рый с 1775 г. подвизался в А., завершив свою миссионерскую деятельность мученичеством в 1779 г. в Берате. Спустя 30 лет др. святой, вероятно, из Спафии - сщмч. Никита Албанский, проповедовал Христа и пострадал в р-не Серр и Драмы († 1809, пам. 19 февр.).
В ХVIII-XIX вв. предпринимались попытки перевода Свящ. Писания на албан. язык. Среди переводчиков первым упоминается иером. Григорий Константинидис, впосл. митрополит Диррахия, к-рый перевел ВЗ и НЗ, используя албан. графику, по собственному творческому замыслу (перевод утрачен). В XIX в. Григорий Аргирокастрский (еп. Эвбейский) опубликовал перевод НЗ на албан. языке греч. графикой. Позднее свет увидели переводы К. Христофоридиса на гегском (1869) и тоскском (1879) наречиях также греч. литерами.
В этот период выдвинулись иерархи: митрополиты Диррахия Григорий Константинидис Мосхополит (1767-1772) и Хрисанф из Мадита (1821-1823), один из создателей нового метода, греч. певч. нотации; митрополиты Дриинупольские Досифей (1760-1799), Гавриил Сифносский (1799-1827), Иоаким Хиосский (1828-1835), к-рый дважды восходил на К-польский Патриарший престол (1860-1863 и 1873-1878; см. Иоаким II, Патриарх К-польский); Белиградские митрополиты Иоасаф II (1802-1855) и Анфим Алексудис (1855-1887).
К кон. XVIII в. на территории А. образовались 2 полунезависимых пашалыка: в Сев. А.- Шкодринский пашалык во главе с родом Бушати; в Юж. А., вошедшей в Янинский пашалык, утвердилась власть Али-пашой Тепелены. Правители пашалыков не во всем подчинялись Турции и даже противодействовали ей, ведя самостоятельные переговоры с Россией и др. европ. державами. В нач. XIX в. самостоятельность Шкодринского и Янинского пашалыков была ликвидирована. Подъем национально-освободительного движения на Балканах затронул и А. В 1833 г. началось восстание сначала в Сев. А. (Шкодре), затем в Юж. А. Порта вынуждена была отозвать своего губернатора из Шкодры, отказаться от набора рекрутов в Юж. А. Но успехи носили локальный характер - в 1835 г. восставшие вынуждены были прекратить борьбу. В последующие годы восстания против османского владычества и военные столкновения возобновлялись: в 1847, 1866-1867 гг. Крупное восстание горцев Сев. А. произошло в 1877 г., незадолго до начала русско-тур. войны (1877-1878),- оно было подавлено Портой. В 1878-1881 гг. возникло и получило развитие самое крупное общенациональное движение за автономию и территориальную целостность А., известное под названием Албанская лига, или Лига Призрена. Добившаяся фактической автономии Сев. А. и Косова, Лига в итоге была разгромлена Турцией. Попытка возродить движение в 1899-1900 гг. (Лига Пейи) также окончилась неудачей. Только в результате народных восстаний 1909-1912 гг. стало возможным завоевание независимости А. 28 ноября 1912 г. в г. Влёра была провозглашена независимость А. и образовано правительство во главе с Исмаилом Кемали - этот день отмечается как национальный праздник. Великие державы признали независимость А. только через 2 года.
С момента создания албан. гос-ва начинается новый период истории Православия в А. Возникает настоятельная необходимость самостоятельности албан. религ. общин. Решающую роль сыграла албан. диаспора в Америке и в Европе. Значительной была деятельность еп. Дурреса Фана Ноли (Феофан Стилиан Ноли), выступавшего за автокефалию Албанской Церкви и демократические преобразования в стране; он возглавил антифеодальную революцию 1924 г. и стал премьер-министром демократического правительства. Еп. Фан Ноли перевел многие церковные тексты на албан. язык, настаивал на введении его в богослужение.
Первое провозглашение автокефалии Албанской Православной Церкви состоялось на Бератском Соборе 10-12 сент. 1922 г. В 1937 г. автокефалия Албанской Православной Церкви была признана К-польским Патриархатом (см. Албанская Православная Церковь).
После гос. переворота в дек. 1924 г. и свержения правительства еп. Фана Ноли в А. установился диктаторский режим полковника А. Зогу, в 1925 г. Зогу стал президентом республики, а в 1928 г.- «королем всех албанцев».
7 апр. 1939 г. произошла итал. оккупация А.- страна была включена в состав Итальянской «империи». Сразу же возник проект и церковного присоединения православных через унию. С этой целью римско-католич. миссионерские ордена стали проникать в более юж. районы А. В 1943 г. А. была оккупирована фашистской Германией. Освобождена от гитлеровцев в нояб. 1944 г. В янв. 1946 г. провозглашена Народная Республика Албания во главе с генеральным секретарем Коммунистической партии А. (с 1948 - Албанская партия труда) Э. Ходжей (1908-1985). Начались политические репрессии, преследование верующих. 4 апр. 1967 г. появился документ, запрещающий любое отправление культа. А. была объявлена атеистическим гос-вом. Конституция 1976 г. содержала статьи о непризнании религии гос-вом (Ст. 36) и о запрещении религ. орг-ций, религ. деятельности и пропаганды (Ст. 54). Гонения приняли массовый характер. Были разрушены сотни храмов, большинство мон-рей, уцелевшие храмы и мон-ри превращены в мастерские, склады и т. п. Клирики были лишены сана, заключены в тюрьму или отправлены в ссылку, многие из них приняли мученическую смерть, в т. ч. архиеп. Виссарион, викарный еп. Аполлонийский Ириней. Это было гонение в отношении всех религ. общин А. Весной 1991 г. пал коммунистический режим и в А. установилась многопартийная система. Открылись храмы. Началось восстановление правосл. Церкви и всей религ. жизни в стране.
Законодательство о религии. По Конституции, принятой 29 апр. 1991 г., в А. Церковь отделена от гос-ва (Ст. 7. 1); гос-во соблюдает свободу вероисповеданий и создает условия для ее осуществления (Ст. 7. 2).
Искусство. Господство Рима, позже Византии определило формирование раннехрист. искусства А. Уже в раннем средневековье в албан. искусстве, в целом визант., стали появляться черты местного своеобразия. Однако возникновение собственно албан. искусства связано с эпохой освобождения от тур. завоевания и приходится на новый и новейший периоды истории.
Развитие позднеантичного и раннехрист. искусства на территории Иллирии шло под влиянием главных городов провинции, прежде всего Диррахия, к-рый был исходным пунктом Виа Эгнатия - пути, с 148 г. до Р. Х. напрямую связывавшего Адриатику с Византией. Археологические раскопки открыли ряд базиликальных церквей V-VI вв. и даже более ранних (базилика в Тепе, под Эльбасаном, датируется IV в.). Среди них есть однонефные (в Антигонии, Аполлонии, Дурресе и др.), но в основном это трехнефные постройки с 3 (Лин, Балши) или одной апсидой, разделенные рядами колонн (Арапай Дурресский, Бюлис, Амантия) или пилонов (Эльбасан, Бутринти), иногда чередующихся. Изучен и ряд раннехрист. круглых, квадратных и октагональных баптистериев (Финики, Лин, Бутринти). Известны случаи использования христианами языческих сооружений, напр. амфитеатр в Дурресе (I в.), сводчатые камеры к-рого были превращены в христ. кладбище.
Архитектурные памятники сохранили ряд замечательных мозаик пола (Тирана, Арапай, Бюлис, Саранда, Антигония). Их сюжеты традиционны для античного искусства (меандровые и растительные орнаменты, птицы и животные, пастушеские сцены). Среди них выделяется мозаика из базилики в Месаплике (Национальный музей археологии. Тирана) с погрудным мужским портретом и надписью «ΑΠΑΡΚΕΑΣ» и мозаика круглого баптистерия в Бутринти. мозаичное искусство на территории А., берущее начало в I в., существовало до X в. единственная сохранившаяся настенная мозаика в небольшой часовне, встроенной в амфитеатр Дурреса, не имеет точной даты (VI в. (Р. Кормак) - X в.). На ней изображены св. Стефан, архангелы, ктиторы, Богородица в имп. облачении.
Периодом расцвета христ. архитектуры в А. стали ХIII и ХIV века. Хотя варварские нашествия середины I тыс. по Р. Х. привели к полному разрушению большинства городов Иллирии, в средневековье их отстроили как крепости (Лежа, Бутринти, Дуррес). Наряду с этим в VII-XI вв. возникли новые города (Круя, Сарда) и типичные феодальные замки (Петреля). Начиная с X-XI вв. в них стали вновь возводить храмы обычного базиликального типа (ц. св. Стефана в Дримаде) и купольные базилики с высокими барабанами, имеющие сложную композицию (ц. мон-ря Пресв. Богородицы в Аполлонии и ц. свт. Николая в Месопотаме, ХIII в., исключительная по архитектурной и декоративной выразительности). Умножились также однонефные постройки (церкви прор. Илии в Буал близ Пермети, Пресв. Богородицы в Церцке (близ Лесковику), святых Сергия и Вакха в Химаре, св. Иоанна в Бобоштице). В юж. районах А., теснее связанных с Византией, постепенно стал доминировать новый крестово-купольный тип церквей (напр., в Косине, в Мармиро (близ Влёры), в Авлоне, в мон-ре Пресв. Богородицы в Звернеце (близ Влёры)). Большое внимание уделялось внешнему оформлению храмов (декоративная кладка стен из кирпича и камня - напр., ц. Пресв. Богородицы в Верх. Лябове, Х или XIII в.). Архитектура Сев. А. в средне- и поздневизант. период находилась под воздействием западноевроп. школ, сначала романской, позже - готической и ренессансной (церкви ХIII в. в районе Шкодера: святых Сергия и Вакха на р. Буне, Страстной Пятницы в Кавае, церковь в г. Вау-и-Дейесе). Однако на росписях храмов это влияние не сказалось - в них по-прежнему доминировали восточнохрист. (визант.) мотивы. В центральных р-нах А. (Дуррес, Берат) начинала развиваться архитектура, сочетавшая черты зап. и вост. традиций, к-рые образовали оригинальный местный сплав. Но феодальные войны и последующее тур. завоевание прервали самостоятельное развитие христ. архитектуры А.
Большинство иллюстрированных рукописей А. датируются периодом IX-XIV вв. Древнейшими образцами искусства миниатюры и каллиграфии являются пурпурный золотописьменный Бератский кодекс Евангелия, написанный уставом (X-XI вв. Центральный архив. Тирана) и 2 Авлонских кодекса (кон. XI - нач. XII в.), стилем миниатюр напоминающие произведения К-поля X в.
Глубокое влияние на икону и фреску А. оказали визант. стили (эпохи Македонской династии, IX-XI вв., и особенно палеологовского возрождения ХIII-ХV вв.), хотя в Сев. Албании можно отметить и воздействие западноевроп. живописи. Древнейшие визант. переносные иконы в А. относятся к XII-XIV вв. Наиболее известными считаются образы Богоматери Одигитрии Борийской (Мборья Корчинская) и Архангела Михаила Борийского (Мборья, XIV в.). Визант. фрески ХII в. сохранились, напр., в пещерах Властойне, Летми возле Калмети. XIII и XIV века оставили замечательные росписи: соборов мон-рей Пресв. Богородицы в Аполлонии и Спасителя в Рубику 1272 г. (восточнее Лежи), храмов в Вау-и-Дейесе, замка в Берате. в экзонартексе церкви мон-ря Пресв. Богородицы в Аполлонии изображен семейный портрет Михаила VIII Палеолога, Феодоры и Михаила IX, предстоящих Богоматери с моделью церкви в руках (кон. XIII в.). В трапезной этого же мон-ря представлена роспись кон. XIII - нач. XIV в., к-рая выполнена на высоком художественном уровне и обнаруживает как сильное тяготение к классическим образцам (напр., композиция «Моление о чаше»), так и связь со школой Дурреса. Большой интерес представляют многослойные росписи XIV в. в пещерном храме Пресв. Богородицы на о-ве Мали-Град на оз. Преспа, ц. Пресв. Богородицы в Голобоко близ Безмишти и др., выполненные серб. мастерами, работавшими в визант. стиле (см. разделы по искусству в статьях Сербия, Македония, Византия).
Скульптура визант. периода в А. ограничена рельефами с изображениями животных (реальных и фантастических), геральдических символов и проч. на фасадах и во внутреннем убранстве церквей и в интерьерах дворцов, напр. мраморный рельеф с эмблемой Арбрийского княжества (XII в. Музей археологии. Тирана), резной по камню герб рода Топия (XIV в. Музей археологии и этнографии. Тирана). C XIV в. развивается искусство изготовления резных иконостасов (ц. Пресв. Богородицы на Мали-Граде).
Несмотря на гибель Византийской империи и тур. завоевание в кон. XV в., в XVI-XVII вв. традиции визант. церковного искусства в А. продолжали развиваться. Однако церковное строительство в старых центрах постепенно сокращалось. В ХVI в. церкви стали строить во вновь возникших городах в горных районах, напр. в Мосхополе (Воскопоя), Виткуки и Ниче и в отдаленных мон-рях, где с сер. столетия возводят все больше храмов простой, но изящной архитектуры. Характерными постройками ХVI в. являются храмы св. Афанасия в Мазаре, Поличани (1513); св. Димитрия в мон-ре прор. Илии в Ергуцати (1526); Христа Спасителя в Тремишти близ Пермети (1540-1560). Выдающимися произведениями албан. архитектуры XVII в. являются храм в Бармаши (р-н Колёня) и собор мон-ря Иоанна Предтечи в Воскопое (1632). В XVII в. ряд мон-рей появляется на побережье Ионического м.: Кокамьяшский (1672), Акроризский (Крорези), Криморова, Пикераси (1672).
В условиях исламизации естественный прогресс в церковной архитектуре А. был невозможен (законы Османской империи прямо запрещали строительство христ. храмов). Поэтому в городах и селах строительство велось т. о., чтобы в архитектурном отношении храмы уподоблялись простым домам. В ХVIII в., в период относительной политической стабильности, укрепления экономического и социального положения албан. феодалов, особое внимание стали уделять внутреннему убранству храмов. Характерные примеры - кафедральный собор Богоматери в Берате (1797), Арденицкий мон-рь в обл. Мюзекея (храм XVIII в., сооружен на руинах средневек. визант. мон-ря). За период с сер. XVIII по сер. XIX в. почти в каждом селе Мюзекеи были сооружены храмы в своеобразном стиле: трехнефная базилика с деревянными колоннами и наземным этажом (напр., храм св. Георгия в Либофше, 1776). 5 сохранившихся в Воскопое храмов - выдающиеся произведения архитектуры. Из церквей, построенных в XIX в., сохранились сравнительно немногие, среди них - собор мон-ря св. Космы в Колкондаси, 1813-1814 гг., трехнефная купольная базилика.
Продолжалось и развитие иконописи. Наиболее замечательные произведения поствизант. периода были созданы в ХVI в. Онуфрием Неокастритом из Эльбасана. Сохранились написанные им образы для иконостасов Благовещенского и Свято-Димитриевского храмов в замке Берата, фресковые росписи в Никольском храме в Шельцане и святых Феодоров в Берате. Живописец следовал визант. традиции, но не отказывался и от опыта западноевроп. искусства. В произведениях Онуфрия впечатляет гармоничное сочетание ярких красок, отход от традиц. канонов в пользу передачи психологического состояния образов, контраст света и тени, драматические эффекты. Работы последователей Онуфрия (сын Николай; соавтор последнего - Иоанн; позже Онуфрий Киприот и ряд анонимных живописцев), расписывавших храмы по всей А., представляли иконописную школу, к-рую можно назвать «школой Берата». Находясь под сильным влиянием искусства Онуфрия, они, однако, не достигли его уровня. В ХVII в. многие храмы украшаются переносными иконами и стенной росписью: в Берате, в селах Мюзекеи, в Воскопое, Виткуки, Любоне, Радове и др. Подписи на греч. языке сохранили имена многих художников этого времени: Михаил Линотопи и его друг Никола (в стегопольском Ильинском храме, 1653), Михаил и Константин Грамоджи, Михаил Зерма - но большинство художников неизвестны (мон-рь св. Иоанна Предтечи в Воскопое, 1659, и др.).
За «школой Берата» ХVI-ХVII вв. следует «школа Корчи» XVIII-XIX вв., в работах ее мастеров явственно различимо влияние искусства Афона и наряду с этим западноевроп. живописи. В работах Афанасия Зографа и его брата Константина (сер. XVIII в.) заметны элементы стиля барокко: лики их икон, гораздо более пластичные и «портретные», отражают национальный албан. тип. Богатейшие поствизант. росписи украшают стены сохранившихся храмов Воскопои: напр., в Свято-Никольском храме Давид Селеница в 1726 г. изобразил около 2000 ликов. Работы этого мастера впечатляют богатством цвета, лаконичной композицией, точностью перспективы и даже интересом к окружающей действительности. Интересна и стенопись, сохранившаяся, напр., в Троицком мон-ре Пепелаши (расписан Адамом Феотокисом, 1754), в церквах Печской Богоматери (1770), св. Георгия в Либофше (расписана корчинцем Константином и его сыном Терпо, 1782), св. Николая в Ванае (1795), св. Афанасия в Каравастае (расписана братьями Георгием и Иоанном Цетири, 1797). Из иконописцев этого времени известны Константин Спатаракос из Спафии, Георгий и Иоанн Цетири из Грабовы, Никола Гуга из Мюзекеи. В нач. XIX в. выделяется новое направление в иконописи - «школа Мюзекеи». Храмы расписывают Иоанн Цетири, его сын Наум и племянник Николай, напр. ц. св. Феодора в Катипаше, 1801. Иконописцы Албанской Церкви в XIX в. сохраняли визант. традиции в разработке священных сюжетов, соединяя их в то же время с принципами народного творчества. Их работы, отличающиеся тонкостью и изяществом, образы проникнуты благодатью.
Из огромного богатства церковного прикладного искусства XVI-XIX вв. до нас дошло довольно много образцов. Это примеры резьбы по дереву: иконостасы, амвоны и др. (темплоны в Корче, Воскопое, Арденице, Лябове, в Гирокастре, Либофше, Берате, Эльбасане, Леусе, Сопику, Виткуки); изделия из серебра и др. металлов: священные сосуды, оклады для Евангелия); шитье (напр., Главничская плащаница, 1373,- собор Пресв. Богородицы в Берате) и др. Однако это наследие недостаточно изучено. Албанская Православная Церковь проявляет ныне практический интерес к исследованию, инвентаризации и восстановлению сохранившихся правосл. памятников.