АРАВСИОНСКИЕ СОБОРЫ
Том III , С. 160-161
опубликовано: 5 ноября 2008г.

АРАВСИОНСКИЕ СОБОРЫ

Содержание

Поместные Соборы древней Церкви, происходившие в г. Аравсион (совр. Оранж, деп. Воклюз, Франция):

441 г.

На Соборе присутствовали 17 епископов (самый представительный галльский Собор после Собора 398 в Турине). Председательствовал свт. Иларий, еп. Арелатский. Собор принял 30 правил, касающихся порядка совершения таинств (прав. 1-4; 12-17), права церковного убежища (прав. 5-6), взаимоотношений епископов разных кафедр (прав. 8-11), браков священнослужителей (прав. 22-25), положения оглашенных (прав. 18-20), епископов (прав. 21-30), диаконис (прав. 26), вдовиц и дев (прав. 27-28). Нек-рые из принятых Собором правил, возможно, были подтверждены Поместным Арелатским Собором 443 г. (см. Арелатские Соборы). Постановления А. С. вместе с ложно приписываемыми ему канонами вошли в «Corpus iuris canonici» (Mansi. T. 4. P. 441-443), основной сборник канонического права католич. Церкви.

Ист.: Conсilia Galliae (314-506) / Ed. Ch. Munier. Turnhout, 1963. P. 76-93 (CCSL. 148).
Лит.: Langgärtner G. Die Gallienpolitik der Päpste im 5. und 6. Jh.: Eine Studie über das apostolische Vikariat von Arles. Bonn, 1964. S. 64-65.

529 г.

Созван по инициативе председательствовавшего на Соборе свт. Кесария, еп. Арелатского, по вопросу о соотношении свободы воли и Божественной благодати. В нем участвовали 14 епископов. Собор принял 25 правил и «Определение веры» (Definitio Fidei), в основу к-рых были положены «Главы» (Capitula) папы свт. Феликса IV (III) против Пелагия, Целестия, Юлиана, еп. Экланского, и Фауста Регийского, направленные свт. Кесарию накануне Собора. В постановлениях Собора, каждое из к-рых сопровождается цитатой из блж. Августина, заметно стремление утвердить авторитет гиппонского святителя, к-рый еще в кон. V в. ставился под сомнение, напр. Фаустом Регийским (De grat. I 6). Вместе с тем Собор осудил мн. положения учения о Божественной благодати прп. Иоанна Кассиана (хотя его имя и не называется). Если прп. Иоанн Кассиан допускал наличие в человеке волеизъявления к добру, к-рое действует совместно с необходимой для спасения благодатью (Collat. XIII 18), то Собор четко заявил, что после грехопадения «так поколеблена и умалена (inclinatum et adtenuatum) была свободная воля, что никто после этого не может ни любить Бога как должно, ни верить в Бога, ни творить ради Бога добро, если на него прежде не снизойдет Божественная благодать». Иоанн Кассиан допускал как предшествующее действие благодати, побуждающей к добру, так и последующее благому изволению. Согласно же постановлениям Собора, «во всяком благом деле не мы начинаем и после этого получаем помощь Божиего милосердия, но Он прежде вдохновляет нас к вере и Своей любви». Собор делает важное разъяснение этого утверждения, согласно к-рому не умаляется значение христ. подвига и принятие благодати верующими связывается с сакральной жизнью Церкви: «После принятия посредством Крещения благодати, все крещеные, если они хотят благочестиво подвизаться, с помощью и содействием Христа могут и должны исполнить то, что служит ко спасению души» (Defin. Fid.). Признанные неверными суждения блж. Августина Собор отвергает более сдержанно, осуждая только тех, кто говорит о предопределении ко злу (идея, занимающая периферийное положение в богословских взглядах блж. Августина - Aug. De Correp. et grat. 7, 14). Осуждение учения о предопределении ко злу подкрепляется цитатой из «Liber Sententiarum» (Книги изречений) Проспера Аквитанского (прав. 23), хотя именно в его трудах эта идея нашла наиболее яркое отражение (ср.: Responsiones // PL. 51. Сol. 155-174). Из всех рассмотренных Собором богословских вопросов только учение о предопределении ко злу было анафематствовано (Defin. Fid.). Собор ничего не говорит о важном для гиппонского святителя учении о предопределении святых.

Учение о благодати, принятое на А. С., было одобрено папой Бонифацием II и стало господствующим в Зап. Церкви на протяжении всего раннего средневековья. В католич. богословии Нового времени именно позиция А. С. была признана истинно католич., в то время как за учением Иоанна Кассиана закрепился термин полупелагианство. На Востоке авторитет прп. Иоанна Кассиана как учителя Церкви никогда не ставился под сомнение (см., напр., Иоанн, прп. Лествица. IV 105; Phot. Bibl. Cod. 197). Учение Иоанна Кассиана наиболее детально разрабатывает правосл. взгляд на соотношение свободы воли человека и Благодати (иером. Феодор (Поздеевский), Ю. Малков).

Ист.: Les Canons des conciles mérovingiens (VI-VII siècles) / Éd J. Gaudemet et B. Basdevant. P., 1989. T. 1. (SC; 353).
Лит.: Феодор (Поздеевский), иером. Аскетические воззрения прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Каз., 1902; Navarra L. Merovingian Councils // EEC. Vol. 1. P. 555; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 81-82; Малков Ю. Сотериология прп. Иоанна Кассиана // Альфа и Омега. 1999. № 4. С. 108-135.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также