[нем. Arndt] Иоганн (27.12. 1555, Балленштедт (Эддериц?), Анхальт - 11.05.1621, Целле, Брауншвейг), нем. писатель-богослов, автор кн. «Об истинном христианстве». С 1576 г. изучал богословие и др. науки в Виттенберге, Базеле и Страсбурге. Пастор в Падерборне (с 1583), в Кведлинбурге (1590-1599 ), в Брауншвейге (1599-1608), в Айслебене (1608-1611); генерал-суперинтендант в Целле (1611-1621).
Первая кн. А. «Об истинном христианстве» (Vom wahren Christentum) появилась в 1606 г. (Брауншвейг), когда большое влияние на лютеран оказывали такие мистики, как Ф. Парацельс, К. А. Швенкфельд, В. Вайгель и Я. Бёме. В нач. XVII в. их теософско-мистические идеи широко распространились по всему Западу. Последователи М. Лютера увлеклись созданием догматических и полемических сочинений, а духовной лит-ры, необходимой для повседневной христ. жизни, у лютеран не было. Книга А. появилась одной из первых в этом жанре и имела большой успех. В 1610 г. в Магдебурге вышли все 4 кн. «Об истинном христианстве», позднее в ее состав были включены «Райский вертоград» (5-я кн.), а также нек-рые трактаты и переписка А. с богословами (6-я кн.). Книга А. была переведена на мн. европ. языки.
История перевода книги А. на рус. язык связана с именем еп. Симона (Тодорского). По окончании КДА он был послан учиться в Галле, где в 1735 г. по желанию архиеп. Новгородского Феофана (Прокоповича) перевел и опубликовал в одном томе книгу А. под названием «Четыре книги об истинном христианстве». Книга свободно распространялась в России до появления имп. указа Елизаветы Петровны от 9 дек. 1743 г., в к-ром предписывалось изъять это сочинение, как и др., напечатанные за границей, но в Синоде не освидетельствованные. В 1784 г. по поручению Святейшего Синода о книге А. было доложено Екатерине II, и от нее последовало повеление: «Когда помянутая книга от покойной государыни императрицы запрещена, то так ей и остаться». К этому времени кн. «Об истинном христианстве» была переведена И. П. Тургеневым и с одобрения московских цензоров напечатана большим тиражом в вольной типографии И. В. Лопухина. В янв. 1785 г. Екатерина II приказала конфисковать книгу, но все ее экземпляры были распроданы, и сочинение А. имело успех не только у светских лиц, но и среди духовенства. Свт. Тихон Задонский советовал своим духовным чадам после Библии «прочитывать Арндта, а в прочие книги, как в гости прогуливаться» (Творения. М., 1875. Т. 5. С. 330).
В 1800-1801 гг. книга А. была напечатана с разрешения Павла I и вышла с посвящением императрице Марии Феодоровне. В 1830 г. в Москве с одобрения цензора проф. МДА прот. Федора Голубинского вышло издание 4-й части книги, в 1833-1835 гг. была издана вся книга А. в 3 томах. До 1833 г. и даже позднее в списки книг, выдававшихся студентам МДА в виде поощрения или награды, включали сочинения А. Почитателями А. были прот. старец Симеон Соколов (1772-1860), прп. Макарий (Глухарёв) и др. В 1875 г. очередное издание книги А. было одобрено Ученым комитетом Мин-ва народного просвещения для б-к средних учебных заведений и начальных сельских школ. В 1906 г. книга вышла в С.-Петербурге с предисловием, к-рое представляло ее как сочинение строго православное «во всех своих частях и в каждой строке». В России, писал Г. В. Флоровский, «Арндта узнали раньше, чем «Добротолюбие», и надолго так и оставался Арндт для многих и многих в осиянии первой любви» (Пути русского богословия. П., 1981. С. 193).