А́ФРА [Лат. Afra, греч. ̀ρδβλθυοτεΑφρη] († 304), мц. Аугсбургская (пам. зап. в Мартирологе Иеронима 7 авг., в Римском мартирологе 5 авг.). Сохранившиеся Деяния (Acta) А. объединяют «Мученичество св. Афры» (Passio Afrae) в краткой редакции (VII в.), восходящее к оригиналу кон. IV - нач. V в.; возникшие на его основе в VIII в. «Обращение св. Афры» и пространную редакцию «Мученичества» (Conversio et Passio Afrae).
Согласно «Обращению», семья А. переехала в г. Августа Винделиков (совр. Аугсбург) с Кипра. Там А. была посвящена матерью Иларией богине любви Венере. Во время гонений имп. Диоклетиана еп. Нарцисс Жеронский бежал в Аугсбург и нашел убежище в доме А. Он обратил в христианство А., ее родственников и слуг, а также рукоположил во пресвитера (согласно др. редакции Деяний, во епископа) для новой христ. общины ее дядю Дионисия (Зосиму) Аугсбургского. В пространной редакции «Мученичества» говорится о том, что христианка А., отказавшаяся принять участие в языческих обрядах и отречься от своей веры, была заживо сожжена на одном из небольших островов на р. Лех, после казни ее тело было найдено служанками невредимым. На следующий день ее мать и 3 служанки, Дигна, Евмения (Евномия) и Евтропия (Евпрепия), погребли тело мученицы в склепе в 2 милях от города. По доносу они были схвачены. Отказавшись участвовать в языческом жертвоприношении и открыто исповедав христ. веру, женщины приняли мученическую смерть. По приказу судьи они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена А. (предполагаемая могила А. находится в базилике святых Ульриха и А. на месте совр. капеллы св. Готхарда). В ряде древних источников, в т. ч. в Иеронимовом мартирологе, в один день с А. отмечалась память Венереи, мц. Антиохийской, имя к-рой было неправильно истолковано как прозвище А. (служительница Венеры). Эта ошибка, по мнению исследователей, и привела к созданию легенды о том, что А. до своего обращения была блудницей. Во мн. мартирологах и в аугсбургских календарях XI в. (1010, 1050, 1100) отмечено, что А. почиталась как дева (virgo).
А. является покровительницей Аугсбургского еп-ства наряду со святыми Ульрихом и Симпертом Аугсбургскими. Легенда об А. была достаточно широко известна в Зап. Европе в ср. века, существует также ее арм. версия, сложившаяся предположительно в эпоху крестовых походов, в кон. XII в. В Житии св. Мартина, написанном Венанцием Фортунатом, еп. Пуатье (565), упоминается гробница А. в Аугсбурге, ставшая местом паломничества (Vita S. Martini // MGH. AA. T. 4. P. 368). Ок. 800 г. там возник мон-рь регулярных каноников (до 1006 служил местом захоронения аугсбургских епископов) и над могилой А. была сооружена церковь в ее честь. В 1012 г. Бруно, еп. Аугсбургский, передал мон-рь ордену бенедиктинцев. В 1064 г. при перестройке мон-ря были найдены рим. каменный саркофаг с мощами А. и свинцовый саркофаг с мощами мц. Евпрепии. Во время восстановления церкви и мон-ря после пожара 1183 г. были обнаружены и перезахоронены мощи св. Ульриха Аугсбургского, к-рый стал 2-м патроном мон-ря. В 1474-1500 гг. на месте прежней монастырской церкви была возведена позднеготическая базилика в честь Ульриха и А., перестроенная во 2-й пол. XVIII в. в стиле барокко. После ряда реорганизаций мон-рь был закрыт в 1802 г. В 1804/05 г., при праздновании 1500-летнего юбилея мученичества А., ее мощи были перенесены в новый, мраморный саркофаг и покоятся сейчас вместе с мощами св. Ульриха в крипте базилики.
Почитание А. было распространено по всей Юж. Германии, в нем. Альпах и в Эльзасе, в Кёльне, в Майсене, а также во Франции (в Ле-Мане), в Голландии и Дании. А. считается покровительницей кающихся женщин. В иконографии А. представлена с пальмовой ветвью и короной мученицы, привязанной к дереву и стоящей на горящем хворосте (напр., в Штутгартском пассионалии, ок. 1130).