АХТАМАР
Том IV , С. 216-217
опубликовано: 12 марта 2009г.

АХТАМАР

Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг.Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг. [Арм. Աղթամար], о-в в юго-вост. части оз. Ван, в 3 км от берега, 1912 м над уровнем моря, общая площадь 0,7 кв. км (совр. ненаселенная территория Турции). Известен как духовный центр Армении со времени св. Григория Просветителя († 325). В юго-зап. части А. сохранилось 2-3 ряда циклопической кладки построек, к-рые И. А. Орбели относит к доурартскому периоду. Мовсес Хоренаци сообщает, что в IV в. здесь находилась крепость князей (нахараров) Рштуни. В сер. VII в. крепость стала опорным пунктом в борьбе с араб. завоевателями. В X в. А.- престольный город царства Васпуракан, отстроенный Гагиком I Арцруни. В 927 г., при Католикосе Ованнесе V, он становится центром Католикосата, перемещенного из Двина, и сохраняет свой статус до вступления Анании Мокаци (946-965) на патриарший престол в Аргине. После падения Васпураканского царства (1021) А. стал резиденцией князей Арцруни, в дальнейшем упоминался в источниках как центр еп-ства и Католикосата. В 1113 г. Собор из 5 епископов, не соглашаясь с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни, выбирает Католикосом Ахтамарского еп. Давида. Собор 1114 г. в Шугре (Киликия) низложил Давида, но тот, не подчинившись решению, провозгласил отдельный Ахтамарский Католикосат, под юрисдикцией к-рого осталась часть Васпуракана. В эпоху монг. владычества на А. пребывали католикосы из рода Арцруни-Хеденекидов, сделавшие этот сан наследственным. Католикос Закария III (1434-1464), пользуясь покровительством Джехан-шаха (Кара-Коюнлу), на короткое время объединил Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским (всего 14 епархий). В XVII в. между этими Католикосатами шли споры о разграничении юрисдикции, окончившиеся в кон. XVIII в. признанием главенства Эчмиадзина. В кон. XIX в. Ахтамарский Католикосат состоял из 2 епархий (302 церкви и 58 мон-рей), в 1895 г. он был расформирован, епархии перешли в юрисдикцию к-польского патриархата Армянской церкви. В результате начавшихся вскоре депортаций и геноцида армян А. стал ненаселенной территорией. В наст. время посещается туристами.

Церковь Сурб Хач. Фрагмент зап. фасадаЦерковь Сурб Хач. Фрагмент зап. фасадаИз повествования т. н. продолжателя Товмы Арцруни (после X в.) известно, что на А. имелось не менее 5 церквей и часовен. Храм Сурб Хач (Св. Креста, 915-921; длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м, зодчий Мануэл) - архитектурный тип тетраконха с угловыми нишами, композиционно восходит к ц. св. Эчмиадзин в Зорадире (пров. Васпуракан). Сохранилось 2 слоя фресок. В росписи барабана представлена история Адама и Евы, в куполе, вероятно, было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста»; внизу, в 3 ярусах, представлен обширный цикл, иллюстрирующий земную жизнь Иисуса Христа. Последовательность расположения фресок отличается как от визант., так и от зап. программ росписи: композиция «Второе пришествие Иисуса Христа» над входом юж. экседры является прототипом визант. редакции «Страшного Суда». Необычно присутствие в храме царской ложи в виде богато оформленной антресоли в юж. апсиде, куда вели внешние лестницы. Наружные объемы юж. и сев. апсид и диагональных ниш имеют многогранное членение. Фасады украшены объемными рельефами в 4 регистра, к-рые по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных... на всем христианском Востоке» (С. 203). На фасадах представлены образы из Свящ. Писания, персонажи, связанные с распространением христианства в Армении, представители рода Арцруни, а также изображение виноградной лозы, опоясывающей храм, сцены сбора винограда, охоты, пира, бегущих диких животных. Посвящение храма отражено в композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном зап. фасада, по сторонам от к-рого представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу.

В 1316 г. к северо-востоку от храма возведена часовня, в 1763 г. с юга пристроена высокая колокольня, с запада четырехколонный гавит. К юго-востоку от храма расположено кладбище с многочисленными хачкарами XIII-XVII вв. Среди сооружений выделяются также порт с высокой плотиной и крепостной стеной над ней, тачар (шумер. букв.- большой дом, храм, дворец) - несохранившаяся купольная постройка с дворцом Гагика.

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров.

Ахтамарские Католикосы: Давид I (1113 - ок. 1165); Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190); неизвестный; Степанос II Нкарен (упом. в 1223 - † 1272); Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296); Закария I Cефединян (1296-1336); Нерсес Болат (упом. в 1316, 1324 и 1371); Степанос III (упом. с 1340 - † 1346); Давид II (1346 - ок. 1368); Закария II Наатак (1369-1393); Давид III (1393-1433); Закария III (1434-1464); Степанос IV Отрок (1465-1489); Закария IV (1489 - ок. 1496); Атом (упом. в 1496, 1497, 1499, 1506); Ованнес (упом. в 1512); Григор I Ахтамарци (Великий) (ок. 1512 - ок. 1544); Григор II Cефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586); Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605); Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662); Петрос († 1670); Степанос (упом. в 1671); Пилипос (упом. в 1671); Карапет (упом. в 1677); Ованнес Тутунджи (упом. в 1679); Товма I (1681-1698), противопрестольным католикосом был Аветис (упом. в 1697); Саак Арцкеци (упом. в 1698); Ованнес Кецук (упом. в 1699-1704); Айрапет I Пайхеци (упом. в 1706); Григор Гавашеци (упом. в 1707, 1711); Ованнес Хайоцдзореци (упом. в 1720); Григор Хизанци (упом. в 1725); Багдасар Багишеци (упом. в 1735-1736); Николайос Спаркертци (1736-1751); Григор (ок. 1751-1761); Товма II Ахтамарци (ок. 1761-1783); Карапет Крэмфасменц (1783-1787); Маркос Шатахеци (1788-1791); Теодорос (упом. в 1792-1794); Микаэл (упом. в 1796); Карапет († ок. 1813); Хачатур I Ванеци (1813-1814); Карапет († ок. 1823); Арутюн († ок. 1823); Ованнес Шатахеци (1823-1843); Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851); Габриэл Широян (1851-1857); Петрос Бюлюл (1858-1864); Хачатур II Широян (1864-1895).

Ист.: Максудянц М. Список имен католикосов (Ахтамарских). Эчмиадзин, 1916 (на арм. яз.); Акинян Н. Список католикосов Ахтамара (гавазанагирк). Венеция, 1920 (на арм. яз.); Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Пер. М. Варданяна. Ереван, 1985.
Лит.: Ypsiroglu M. S. Die Kirche von Achthamar. B.; Mainz, 1963; Каталог рукописей Матенадарана им. Маштоца. Ереван, 1965. Т. 1. С. 102-103 (на арм. яз.); Халпахчьян О. Х. Архитектурные памятники Ахтамара // Архитектурное наследство. М., 1969. Т. 18. С. 135-150; Der-Nersessian S., Vahramian H. Aghtamar. Mil., 1974. (Documents of Armenian Architecture, 8); Тьерри Н. Росписи церкви Святого Креста в Ахтамаре // 2-й Междунар. симпозиум по арм. искусству. Ереван, 1978; Mathews T. M. The Genesis Frescoes of Aghtamar // REArm. 1982. Vol. 16. P. 245-257; Thierry N. Le cycle de la création et de la faute d'Adam à Aght'amar' // Ibid. 1983. Vol. 17. P. 289-329; Мнацаканян С. Х. Ахтамар. Ереван, 1983 (на арм. яз.); Каковкин А. Я. Рецензия: Мнацаканян С. Х. Ахтамар // ВВ. 1987. Т. 50. С. 201-203; Акопян Г. Искусство иллюминирования рукописей в Васпуракане. Ереван, 1997 (на арм. яз.).
А. Ю. Казарян
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АМЕНАПРКИЧ группа памятн. арм. среднев. иск-ва с изображением Распятия
  • АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
  • АРМЕНИЯ гос-во в Закавказье
  • АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей