БЕКЕТ
Том IV , С. 463-465
опубликовано: 26 марта 2009г.

БЕКЕТ

Архиеп. Фома Бекет. Витраж капеллы Св. Троицы в кафедральном соборе Кентербери. XIII в.Архиеп. Фома Бекет. Витраж капеллы Св. Троицы в кафедральном соборе Кентербери. XIII в.Фома [Фома Кентерберийский, Фома Лондонский; англ. Becket Thomas] (21.12.1118 (?), Лондон - 29.12.1170, Кентербери), католич. св. (пам. 29 дек.; перенесение мощей 7 июля), архиеп. Кентерберийский. Род. в семье купца из Нормандии, в ранних житиях зафиксирована легенда о том, что мать Б. якобы была крещеной мусульманкой. Получил хорошее образование в Лондоне, затем в Парижском ун-те, позже изучал каноническое право в Болонье. После возвращения из Парижа Б. работал секретарем, а ок. 1142 г. поступил на службу к архиеп. Кентерберийскому Теобальду и стал одним из его ближайших помощников. В 1148 г. он сопровождал архиепископа на Собор в Реймсе. Вскоре ему стали поручать важные дипломатические миссии, в 1152 г. Б. как представителю англ. примаса в папской курии удалось получить папское послание, к-рым налагался запрет на коронацию сына кор. Стефана Блуа. В 1154 г. Б. становится архидиаконом Кентерберийским. Новый кор. Англии Генрих II (1154-1189) назначил Б. канцлером. За 7-летний период пребывания в этой должности, являясь также учителем наследника престола, Б. достиг огромного политического и личного влияния на королевскую семью, поддерживал с королем почти дружеские отношения. В 1158 г. Б. возглавил посольство в Париж, где провел успешные переговоры о браке принца Генриха и старшей дочери франц. кор. Людовика VII, был фактическим руководителем военного похода на Тулузу в 1159 г. и ряда др. военных операций. В этот период в конфликтах между королем и архиепископом Б., как правило, становился на сторону короля.

После смерти архиеп. Теобальда капитул Кентербери под давлением Генриха II избрал Б. архиепископом (1162). Король, видимо, надеялся с помощью Б. подчинить духовную власть интересам власти светской и обрести большее влияние на англ. духовенство. Однако тот, став архиепископом, отказался от должности королевского канцлера, и почти сразу между Б. и королем возник серьезный конфликт. По инициативе Б. был начат ряд судебных процессов против лиц, незаконно захвативших церковную собственность. В 1163 г. архиепископ выступил против попытки Генриха II установить новую постоянную подать с церковных земель, а также против стремления короля подчинить расследование уголовных преступлений клириков юрисдикции светских, а не церковных судов. В 1164 г. король издал т. н. Кларендонские конституции, в к-рых были кодифицированы правила, касавшиеся взаимоотношений гос-ва и Церкви и ущемлявшие права духовенства (были ограничены апелляции в Рим, обязательным становилось присутствие королевских чиновников на заседаниях церковного суда, под юрисдикцию светского суда попадали уголовные преступления духовных лиц). Б., хотя и не поставил под ними свою подпись, вынужден был признать эти правила. Папа Александр III отказался признать конституции, ссылаясь на то, что в них содержался ряд положений, противоречивших каноническому праву. Последнее заставило Б. публично объявить об отказе от признания конституций. Ответным шагом короля стало обвинение Б. в окт. 1164 г. на совете в Нортгемптоне в растрате гос. казны в период его канцлерства. Б. заявил, что юрисдикция королевского совета на него не распространяется, после чего бежал из Англии. Ему удалось встретиться с папой и заручиться его поддержкой.

Спор архиеп. Фомы Бекета с кор. Генрихом II. Миниатюра. XIV в. (Британ. б-ка. Ms. Dep. of MSS. Cotton Claudius. D II. F. 73)Спор архиеп. Фомы Бекета с кор. Генрихом II. Миниатюра. XIV в. (Британ. б-ка. Ms. Dep. of MSS. Cotton Claudius. D II. F. 73)Вплоть до 1170 г. Б. находился в изгнании во Франции. В июне 1170 г. Генрих II нарушил традиц. права архиепископа Кентерберийского, поручив коронацию принца Генриха архиепископу Йоркскому. Папа Александр III поддержал примаса Англии и под угрозой наложения интердикта на Англию вынудил Генриха II официально примириться с Б. (22 июля 1170). Однако вскоре перемирие было нарушено, поскольку Б. потребовал опубликовать папские послания, осуждающие Кларендонские конституции, а также отстранить от должности епископов Лондона, Солсбери и Йорка, поддерживавших короля. После сложных переговоров Генрих II позволил Б. вернуться. Вернувшись в Англию в дек. 1170 г., тот отлучил от Церкви епископов, принимавших участие в коронации, что еще более обострило обстановку. 29 дек. 1170 г. Б. был убит прямо на ступенях алтаря Кентерберийского собора сторонниками короля - 4 рыцарями, прибывшими из Нормандии. Степень ответственности за это убийство кор. Генриха II неизвестна.

Существует неск. описаний убийства Б. Согласно одному из них, принадлежащему помощнику архиепископа, к-рый был, по его собственным словам, свидетелем убийства, вооруженные люди ворвались в капеллу св. Бенедикта, и один из них закричал: «Где здесь архиепископ?» Б. ответил: «Вот я, не предатель, но священник Господа, и меня удивляет, что вы вошли в церковь Божию в таком наряде. Что вам от меня нужно?» Один из рыцарей ответил: «Ты должен умереть, жить тебе больше нельзя». Б. сказал: «Я принимаю смерть во имя Господа и отдаю свою душу на суд Божией Церкви». Архиепископа ударили вначале мечом плашмя и потребовали, чтобы он вышел из храма, но тот отказался. Тогда Б. был убит 4 ударами меча по голове, затем убийцы бежали из собора.

Убийство архиеп. Фомы Бекета. Миниатюра из Английской Псалтири. Ок.1190–1200 гг. (Британ. б-ка. Ms. Dep. of MSS. Ms. Harl. 5102. F. 32)Убийство архиеп. Фомы Бекета. Миниатюра из Английской Псалтири. Ок.1190–1200 гг. (Британ. б-ка. Ms. Dep. of MSS. Ms. Harl. 5102. F. 32)Почти сразу после мученической смерти Б. появляются сообщения о чудесах у его могилы; впосл. они были многократно описаны, а также изображены на витражах XIII в. в Кентерберийском соборе. Б. был канонизирован Александром III (21 февр. 1173) и очень быстро стал одним из наиболее почитаемых святых средневек. Англии и Зап. Европы в целом, а его гробница в Кентербери - одним из мест паломничества (напр., именно сюда направлялись паломники в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера). Под давлением папы Генрих II публично покаялся, наказал убийц Б. и пошел на ряд уступок Церкви. Известно, что уже в 1174 г. король босым пришел на могилу Б. 7 июля 1220 г. мощи, прежде хранившиеся в крипте собора, были торжественно перенесены в новую богато декорированную гробницу в часовне в честь Св. Троицы, за к-рой впосл. закрепилось название капеллы Б. В 1538 г. в ходе англ. Реформации по приказу кор. Генриха VIII гробница Б. была разрушена. Сокровища, украшавшие ее и принесенные в дар святому, забрали в королевскую казну. Существует легенда (ее достоверность ставится под сомнение) о том, что Генрих VIII в 1536 г. устроил суд над Б., где он был объявлен бунтовщиком против королевской власти, несправедливо присвоившим себе статус святого. В 1538 г. появился офиц. запрет называть Б. святым, отменены все службы в его честь, было предписано исключить его имя из всех богослужебных книг и изъять все его изображения. Началась кампания по уничтожению материальных знаков почитания Б. (икон, скульптур, изображений и упоминаний в книгах и проч.), по отмене посвящений церквей, названных в его честь. В трудах протестант. писателей и историков XVI в. была сделана попытка пересмотреть историю, изобразить Б. гос. изменником и лжесвятым, но почитание Б. в народе осталось, мн. его изображения и рукописи, с ним связанные, были спрятаны. С XIX в. Б. стал почитаться не только католич., но и англикан. Церквами.

Традиционно считается, что в 1538 г. мощи Б. были сожжены по приказу короля, а прах развеян по ветру, однако точных сведений на этот счет нет. В сочинениях нек-рых сторонников Реформации говорится, что мощи Б. были тайно перезахоронены. В 1888 г. в Кентерберийском соборе, недалеко от места первоначального (до 1220) захоронения Б., были обнаружены некие останки, вопрос о принадлежности к-рых Б. обсуждается до наст. времени.

Изображался как епископ с книгой, мечом или топором в голове или в мирте, с пальмовой ветвью или моделью церкви.

Ист.: Materials for the History of Thomas Becket, Archbishop of Canterbury / Ed. J. C. Robertson, J. B. Sheppard. L., 1875-1885. 7 vol.; The Letters of John of Salisbury / Ed. W. J. Millor et al. Oxf., 1955-1979. 2 vol.; The Letters and Carters of Gilbert Foliot / Ed. A. Morey and S. N. L. Brooke. Camb., 1967; Thomas von Froidmont. Die Vita des Heiligen Thomas Becket Erzbischof von Canterbury / Hrsg. und übers. P. G. Schmidt. Stuttg., 1991.
Лит.: Knowles D. Thomas Becket. L., 1970; Smalley B. The Becket Conflict and the Schools: A Study of Intellectuals in Politics. Oxf., 1973; Duggan A. Thomas Becket: A Textual History of His Letters. Oxf., 1980; Foreville R. Thomas Becket dans la tradition historique et hagiographique. L., 1981; Barlow F. Thomas Becket. L., 1986; Aubé P. Thomas Becket. P., 1988; Blutter J. The Quest for Becket's Bones: The Mystery of the Relics of St Thomas Becket of Canterbury. New Haven; L., 1995; Дмитриева О. В. Дискредитация святого: Томас Бекет и английская реформация // Казус: Альманах. М., 2002. Вып. 5 (в печати).
Т. В. Гимон
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая)
  • БРИТВАЛЬД архиеп. Кентерберийский, свт. (пам. зап. 9 янв.)
  • ДЕУСДЕДИТ († 664), архиеп. Кентерберийский, св. (пам. зап. 15 июля)
  • ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая)
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый