[Бравалин] (VIII-IX вв.), кн., упомянут в Житии свт. Стефана, архиеп. Сурожского (пространная рус. редакция представлена списками начиная с 1-й четв. XV в. (древнейший - РГБ. Троиц. № 745), вероятно, перевод несохранившегося греч. текста), рукописная традиция рус. редакции недостаточно изучена. В рассказе о 3-м из 4 посмертных чудес свт. Стефана († кон. VIII в.) речь идет о вторжении в крымские земли от Херсона до Керчи войска под предводительством Б.: «Прииде рать велика рускаа из Новаграда». Его дружина после 10-дневной осады захватила г. Сурож (греч. Σουγδαΐα, совр. Судак). Б. ворвался в храм св. Софии, где покоились мощи свт. Стефана, и принялся разорять гробницу святого. Тотчас князя-язычника поразил недуг: «Обратися лице его назад, и лежа пены точаше». Испытывая тяжкие муки, он рассказал приближенным, что наказан свт. Стефаном за осквернение храма, приказал вернуть церковное имущество и позвать священников, чтобы креститься. После Крещения, к-рое совершил архиеп. Сурожский Филарет, преемник свт. Стефана, Б. исцелился и, освободив пленных христиан, покинул Сурож. Вместе с князем крестились и его приближенные.
Кроме пространной рус. редакции существует краткая греч. редакция Жития свт. Стефана Сурожского (в XIX в. обнаружена в качестве приписки к греч. синаксарю XII-XV вв. под 15 дек. в рукописи Chalcenensis N 75, в наст. время хранящейся в б-ке К-польского Патриархата), к-рая не содержит описания нападения Б. на Сурож, и арм. редакция, где есть рассказ о чудесном обращении в христианство языческого военачальника, напавшего на Сурож, однако в испорченном тексте не сохранилось ни имени военачальника, ни его национальности.
Упоминание похода Б. встречается в рус. лит-ре кон. XV-XVII в.: в Житии прп. Димитрия Прилуцкого; в «Степенной книге», где говорится о походах «руси» на Византию «прежде Рюрикова пришествия в Славенскую землю» (ПСРЛ. Т. 21. С. 63) и в ряде хронографов: «При царе Михаиле, в лето 6360, ходили Русь войною из Киева града, князь именем Бравалин, воевати на Греки, на Царьград, и повоеваша Греческую землю, от Херсона и до Скуруева и до Сурожа... о том писано в Чудесех св. Стефана Сурожскаго» (Демидовский хронограф (XVII в.) (Попов А. Обзор хронографов рус. редакции. М., 1866. С. 234)). Очевидно, что источником этих упоминаний послужило Житие свт. Стефана. Согласно рус. редакции, рус. войско появилось под стенами Сурожа, когда «по смерти святаго мало лет мину», т. е. намного раньше похода руси на К-поль в 860 г.; т. о., рассказ о Б. мог бы считаться первым источником, содержащим этноним «русский» и повествующим об обращении «русского» князя в христ. веру.
Вопросы о происхождении рассказа о походе Б., его достоверности, времени предполагаемого события, этнической принадлежности Б. и его дружины многократно поднимались в работах рус. и зарубежных историков начиная с сер. XIX в. в связи с полемикой вокруг «норманнской» теории возникновения рус. государственности. Относительно времени похода и национальности князя сформировался ряд гипотез. Из-за испорченности текста в нек-рых рус. списках жития вместо имени собственного «Бравлин» читалось «бранлив», однако для принятия такой правки серьезных оснований не нашлось. А. А. Куник сначала связывал рассказ жития с черноморским походом Аскольда и Дира, считая Б. скандинавом, одним из военачальников их дружины. Позже Куник был склонен считать рассказ о походе Б. видоизмененным повествованием о походе кн. Владимира на Корсунь (988/89). Многочисленная группа исследователей связывала поход Б. с т. н. Южной, или Черноморской, Русью (Е. Е. Голубинский, Г. В. Вернадский и др.). В. Г. Васильевский считал Б. и его дружину крымскими готами, пришедшими из Таврического Новгорода, т. е. Неаполя Скифского, известного по античным источникам. Советские историки (М. В. Левченко, Б. А. Рыбаков и др.) настаивали на том, что поход на Сурож совершили в нач. IX в. гипотетические киевские славяно-русы. Куник выдвинул еще одну гипотезу, получившую в дальнейшем признание мн. исследователей, связав имя Б. с названием местности Бровалла (швед. Bråvalla), где в VIII в. произошла битва, приведшая к освобождению Швеции от дат. господства. Оригинальную этимологию имени Б. предложил акад. О. Н. Трубачёв, возводивший это имя к индоевроп. - «раздавленный, поверженный» (Indoarica в Сев. Причерноморье. М., 20022. С. 88-90). Однако практически все совр. исследователи видят в походе Б. на Сурож эпизод общеевроп. экспансии норманнов в VIII-X вв., поскольку слово «русский» (если оно действительно стояло в несохранившемся греч. тексте, а не является позднейшей вставкой) в контексте VIII-IX вв., согласно источникам, относилось не к славянам, а к скандинавам. О. Прицак в работе, посвященной Житию свт. Стефана, объясняет появление слов «рать рускаа» и «из Великого Новаграда» припиской автора рус. текста, к-рым он считает известного агиографа Пахомия Логофета (XV в.). Однако вопрос о происхождении Б. и достоверности самого рассказа о его походе и Крещении до сих пор остается открытым.