БРАНКОВИЧИ
Том VI , С. 186-190
опубликовано: 26 сентября 2009г.

БРАНКОВИЧИ

Печать Вука Бранковича. Кон. XIV в.Печать Вука Бранковича. Кон. XIV в.Брáнковичи [серб. Бранковићи], род серб. вельмож, представители к-рого были последними правителями средневек. Сербского гос-ва (1427-1459), видными гос. и церк. деятелями, нек-рые причислены к лику святых.

Родоначальник Б. Младен был воеводой (30-е гг. XIV в.) при серб. королях Стефане III Дечанском и Стефане IV Душане. Его брат жупан Николай правил в Сев. Албании (упоминание относится к 1329).

Сын Младена Бранко был наместником Стефана Душана в Охриде. Из грамоты его сыновей мон-рю Хиландар на Афоне (1365) известно, что он имел титул великого севастократора и господина Охрида. Бранко был ктитором капеллы св. Григория (1364-1365) ц. Богоматери Перивлепты в Охриде; в вост. части фасада помещено его поясное изображение. По его заказу в 1346 г. мон. Иоанном была написана Псалтирь (Бухарест. БАН Румынии. Slav. 205).

Старший сын Бранко Николай Радоня (Радохна) († 1399) женился (ок. 1350) на Елене, сестре серб. кор. Вукашина и деспота Углеши, и жил во владениях последнего - Серрской обл. После смерти жены и 2 дочерей принял монашеский постриг с именем Роман в мон-ре Хиландар (1365), а затем великую схиму с именем Герасим (1376/77). Ок. 1382-1385 гг. он вместе с мон. Антонием (Багашем) купил у мон-ря Ксиропотам за 24 тыс. аспр заброшенный мон-рь св. Павла (основанный в Х в.) и возобновил его. Этот мон-рь, ставший ктиторией рода Б., приобрел значение 3-го после Хиландара и Пантелеимонова мон-ря серб. монашеского центра на Афоне.

Младшие сыновья Бранко Григорий (Гргур) († не позднее авг. 1385) и Вук († 1397) в 1365 г. даровали Хиландарскому мон-рю земельные владения от имени своего старшего брата. Из источников 70-х гг. XIV в. известно, что Радоня и Вук также делали вклады в мон-рь Кутлумуш (Кораћ. С. 170). Изображения Григория и Вука включены в композицию портала капеллы св. Григория ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (Джурич. С. 217). Григорий держал обл. Полог в Сев.-Зап. Македонии (Стоjановић. Записи. Књ. 4, № 6045), он был женат на Феодоре, вышедшей вторично замуж за серб. кор. Марко. Вук, вероятно, унаследовал владения брата после его смерти и значительно расширил их, выступив в союзе с кн. Лазарем Хребеляновичем (на старшей дочери к-рого Марии (Маре) он женился ок. 1371). Ему принадлежали Скопье и обл. Косово с городами Приштина, Печ, Призрен, Вучитрн и Звечан. В 70-х гг. XIV в. Вук претендовал на значительную самостоятельность: присоединил к своему имени династическое имя Неманичей Стефан, именовал себя «господином... северным странам, градовом и землям, Серблем и Греком и Подунавию» (градозданная надпись из Приштины 1378/79?), однако вынужден был признавать сюзеренитет тестя. Его правление ознаменовалось значительным экономическим и культурным подъемом в регионе. В столице своего удела Приштине он построил мощную крепость, вел активное храмовое и монастырское строительство, ок. 1378/79 г. был украшен фресками соборный храм Липлянской митрополии. Вуком сделаны значительные вклады в Хиландарский мон-рь (грамоты 1365, 1376/77, 1389-1396 и 1392). В 1376/77 г. он подарил этой афонской обители мон-рь св. Георгия в Скопье со всеми его владениями и доходами (СпомМакед. Т. 1. С. 239-241), после 1389 г.- с. Гадимле, а в 1392 г. им было сделано еще одно пожалование. В землях Вука в 80-х гг. XIV в. довольно активно велось книгописание. Сохранился созданный для него в 1387 г. в ц. Архангелов около Призрена список Хроники Георгия Амартола (Ath. Pantel. Slav. 17), в колофоне к-рого он фактически назван соправителем кн. Лазаря. В том же скриптории Липлянской митрополии был создан ряд книг, в частности неск. комплектов Торжественника минейного очень архаичного состава (Цернић Л. Писари грачаничког (липљанского) пролога-минеjа // АрхПр. 1979. Књ. 1. С. 133-166).

Вук принимал участие в Косовской битве (15 июня 1389) на стороне тестя, боевые действия развернулись в его владениях. После поражения сербов Вук, сохранивший войско и сильные крепости, на основании родства с кн. Лазарем претендовал на верховную власть в Сербии в обход прямого наследника - малолетнего Стефана Лазаревича. Возможно, эта ситуация послужила основой возникновения легенды об измене Вука на Косовом поле, отраженной в серб. эпосе. В 1392 г. султан Баязид I взял Скопье и Вук был вынужден признать вассальную зависимость. В 1396 г. пала Приштина и все земли Вука стали подконтрольны туркам. Поход против Баязида, организованный герм. имп. и венг. кор. Сигизмундом, закончился поражением христиан в битве при Никополе (25 сент. 1396). Вук попал в руки турок и оставался пленником до самой смерти. Султан конфисковал его земли, но позже (между 1398-1402) вернул их сыновьям Вука.

Крепость Смедерево. 1482–1430 гг.Крепость Смедерево. 1482–1430 гг.

Старший сын Вука Григорий (Гргур) († 1408), участвовавший вместе с братом Георгием как тур. вассал в сражении Баязида с Тамерланом при Анкире (совр. Анкара) 28 июля 1402 г., был взят в плен, затем отпущен за огромный выкуп, внесенный братом, и принял иноческий постриг с именем Герасим. Григорием Вуковичем вместе с братьями и матерью Марией Хиландарскому мон-рю было подарено с. Ораховац (грамота 1399-1408), а мон-рю св. Павла - с. Патеи (ок. 1403). По свидетельству «Родослова Рувараца» 1563-1564 гг. (см. ст. Родословы сербские), от мощей Герасима совершались чудеса. 3-й (младший) сын Вука Лазарь († 1410) пал жертвой междоусобной борьбы сыновей Баязида Сулеймана и Мусы. Он был казнен по приказу последнего вместе со своим дядей Вуком Лазаревичем за переход на сторону брата-соперника.

2-й сын Вука Георгий (Гюрг, Джурадж) († 1456) использовал временное ослабление османского натиска после поражения турок при Анкире для укрепления своего княжества. В 1402 г. он пытался с помощью султана Сулеймана отнять власть у серб. деспота Стефана Лазаревича, но потерпел поражение у Грачаницы. В 1411 г. после смерти Сулеймана и прихода к власти его брата Мусы Георгий, как сторонник умершего султана, попал в тяжелое положение. Благодаря посредничеству кнг. Марии (в монашестве Марины), матери Георгия и сестры деспота Стефана, эти серб. правители примирились (1412) и вместе выступили против султана Мусы, нанеся ему поражение в битве у г. Витоши близ Софии (5 июля 1413). В 1426 г. деспот Стефан Лазаревич, не имевший детей, объявил Георгия своим преемником (собор в Сребренице). Георгий наследовал ему в 1427 г. Он был вынужден признать сюзеренитет венг. кор. Сигизмунда и получил от него одобрение своего права на деспотат, уступив Венгрии Белград. В 1429 г. деспотское достоинство Георгия признал визант. имп. Иоанн VIII Палеолог. Серебряные рудники в Ново-Брдо обеспечили его необходимыми финансовыми ресурсами для создания между 1428 и 1430 гг. новой столицы на Дунае - мощной крепости Смедерево. Здесь он учредил архиерейскую кафедру с титулом митрополии, а также построил дворцовую церковь. В Благовещенскую митрополичью церковь были перенесены мощи ап. Луки из г. Рогос в Эпире, купленные деспотом Георгием за 30 тыс. дукатов. В честь этого события была написана особая повесть и составлена служба (Суботин-Голубовић. С. 133-157).

В Смедереве им была создана б-ка, остатки к-рой теперь находятся в книгохранилищах разных стран. В 1434 г. по заказу деспота Георгия была переписана Лествица (Белград. МСПЦ № 97 / Крушедол. Ђ V 16), однако сообщаемые в послесловии к списку сведения о специальном переводе текста, выполненном по этому случаю афонскими старцами под рук. Савватия, митр. Браничевского, не подтверждаются совр. исследованиями (Саенко Л. П. К истории слав. перевода текста Лествицы Иоанна Синайского // Palaeobulgarica. 1980. № 4. С. 22-23; Мострова Т. Към въпроса за Лествицата в слав. ръкописна традиция // Ibid. 1991. № 3. С. 72-73). В 1447 г. по заказу сыновей деспота Григория и Лазаря в Хиландаре были переписаны Беседы свт. Иоанна Златоуста на кн. Бытия (Шестоднев) в 2 томах (Ath. Chil. № 402 и 403). Деспоту принадлежал также роскошный экземпляр лицевой Псалтири (Мюнхенская Псалтирь), переписанной в посл. четв. XIV в., вероятно, хиландарскими писцами (München. BSB. Slav. 4). В своем послании К-польскому Патриарху Геннадию II Схоларию (1454-1456) по различным церковным вопросам он интересуется в т. ч. и достоинствами слав. перевода Толкового Евангелия Феофилакта Охридского и «Книги Ксанфопула» (т. е. скорее всего Евангелия Учительного) (Γεδεών Μ. Κανονικαὶ Διατάξεις. Κωνσταντινούπολις, 1889. Τ. 2. Σ. 26). В грамоте Эсфигменскому мон-рю (1429) Георгий объявил этот мон-рь своей ктиторией и определил выдавать ему ежегодно по 50 литров серебра. В 1447 г. им была построена и расписана ц. вмч. Георгия в афонском мон-ре св. Павла. В этот храм он вложил 2 большие литийные иконы «Великомученик Георгий» и «Одигитрия» (с «Распятием» на обратной стороне). В 1448 г. на средства деспота Георгия была восстановлена часть крепостных стен и башен К-поля со стороны Мраморного м., о чем свидетельствуют 2 греч. надписи на них.

В 1438 г. турки разорили города Борач, Островицу и мон-рь Раваницу. В 1439 г. на сербов двинулось войско во главе с султаном Мурадом II. Георгий бежал в Венгрию, а затем в Дубровник. Участник рус. делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе из свиты Суздальского архиеп. Авраамия сообщал, что на обратном пути в нач. 1440 г. он видел в Загребе «серпьскаго цесаря деспода с царицею его и с детми» (БЛДР. Т. 6. С. 482, 484). В Смедереве остались сын деспота Григорий и шурин Фома Кантакузин. После трехмесячной осады столица сдалась (18 авг. 1439), а 27 июня 1441 г. было взято Ново-Брдо. Сыновья Георгия Григорий и Стефан были захвачены в плен и ослеплены по приказу султана.

Святые Максим, Ангелина, Иоанн и Стефан Бранковичи. Икона. 1753 г.Святые Максим, Ангелина, Иоанн и Стефан Бранковичи. Икона. 1753 г.

В результате крестового похода, организованного польско-венг. кор. Владиславом III Ягеллоном, в 1443-1444 гг. христ. коалиция одержала ряд побед на Балканах. В 1444 г. Георгий и трансильванский воевода Янош Хуньяди освободили Смедерево. Летом 1444 г. Георгий заключил с турками договор, по к-рому он получал во владение свои области с 24 городами, а его сыновья были отпущены из плена. Однако после поражения крестоносцев в битве при Варне (10 нояб. 1444) Георгий, хотя и не принял в ней участия, был вынужден окончательно признать османский сюзеренитет и послать отряды для осады К-поля в 1453 г. После взятия столицы Византийской империи Мехмед II повторно атаковал Сербию, в 1455 г. было взято Ново-Брдо и в руках турок оказалась юж. часть Сербского деспотата. На краткий период между смертью Георгия (1456) и захватом Смедерева (1459), положившим конец существованию средневек. Сербского гос-ва, приходятся ознаменовавшиеся семейными раздорами правления его сыновей Лазаря (1456-1458) и Стефана Слепого (1458-1459), вдовы Лазаря Елены Палеологины (1458-1459) и их зятя, сына боснийского кор. Стефана Томашевича (1459).

Первым браком Георгий был женат на дочери трапезундского имп. Алексея IV, 2-м или 3-м браком (с 1414) - на Ирине Кантакузине († 1457), дочери морейского деспота Димитрия и правнучке визант. имп. Иоанна VI Кантакузина. Ее брат Фома стал одним из главных военачальников Георгия. Портрет Георгия с семьей сохранился на Эсфигменском хрисовуле 1429 г. По случаю смерти деспота Георгия было написано пространное надгробное слово, представляющее собой слав. образец высокой визант. риторики и дошедшее в списке 2-й пол. XVI в. (ОГНБ. № 1/119).

От брака Георгия с трапезундской принцессой родились 2 дочери: рано умершая Елена († после 1408) и знаменитая Мария (Мара) (ок. 1401-1487), ставшая в 1435 г. женой султана Мурада II и пользовавшаяся большим влиянием при дворе своего пасынка Мехмеда II. Благодаря Марии были восстановлены мн. обители (напр., Рильский мон-рь) и сохранены мн. реликвии (напр., дары волхвов из Св. Софии К-польской - 28 золотых подвесок, украшенных сканью, переданные ею афонскому мон-рю св. Павла). При ее непосредственном участии были заключены договоры о взаимной поддержке и помощи между Рильским мон-рем, с одной стороны, и афонскими обителями св. Пантелеимона (1466) и Зографом (1469) - с др. Благодаря ее усилиям валашские воеводы приняли на себя ктиторство по отношению к слав. мон-рям Афона. В 1451 г. после смерти мужа Мария отклонила сватовство визант. имп. Константина XI и вернулась в Сербию. С 1456 г. она жила в своем владении Ежево в окрестностях Серр. В 1459 г. султан подтвердил ее покупку мон-ря Св. Софии в Фессалонике. Она оказывала влияние на избрание неск. Патриархов (Дионисия I, Рафаила I), помогала афонским мон-рям Хиландару и св. Павла (грамоты 1466 и 1479), организовала перенесение мощей св. Иоанна Рильского в Рильский мон-рь (по ее просьбе султан Мехмед II отдал распоряжение тырновскому кади о выдаче мощей преподобного). Это событие нашло отражение в «Повести о возвращении мощей» Владислава Грамматика и в новой редакции жития преподобного и службе ему, написанных Димитрием Кантакузином. Похоронена в мон-ре Косиница под Драмой.

Ее сводная сестра Екатерина (ок. 1418/19-1490/91) вышла в 1433 г. замуж за гр. Ульриха Целльского († 1456). Их дочь Елизавета в 1455 г. была обвенчана с сыном венг. воеводы Яноша Хуньяди - Матьяшем (с 1458 король Венгрии), но умерла вскоре после свадьбы. Овдовев, Екатерина прожила неск. лет во Фриуле, а затем переехала к сестре Марии в Ежево. После смерти Марии она, вероятно, приняла на себя обязанности ктитора по отношению к мон-рям, находившимся под покровительством ее сводной сестры. Похоронена в Конченском мон-ре, недалеко от Струмицы.

От брака с Ириной Кантакузиной Георгий имел 4 сыновей: умершего в детстве Феодора (1415-1428; его портрет есть на зап. стене диаконника в Грачанице); Григория (1416/17-1459), ослепленного султаном и после безуспешных попыток наследовать отцовский престол принявшего монашество в Хиландаре с именем Герман; Стефана (1420-1476) (см. ниже) и Лазаря (1421-1458), получившего титул деспота еще при жизни отца благодаря браку (1446) с Еленой, дочерью морейского деспота Фомы Палеолога. По заказу деспота Лазаря были выполнены росписи ц. Св. Троицы в Горня-Каменице на р. Трговишки-Тимок (1457). В 1975 г. в крипте церкви в с. Славковица под Рудником, созданной и расписанной Б., были обнаружены 3 саркофага: деспота Георгия, его жены Ирины и их сына Лазаря (Мадас Д. Славковица: Средњовековна црква, средњовековно гробље, гробови деспота Ђурђа, Jерине и Лазара Бранковића. Крагуjевац, 1984). В похвальном «Слове историческом» деспоту Стефану (между 1486-1506) Ирина названа святой, однако др. свидетельства ее почитания неизвестны. В серб. народных исторических песнях и преданиях, а также в топонимике она устойчиво именуется «проклета Ерина», что соответствует общему негативному образу Б. в фольклоре (за исключением сремских представителей рода).

Дальнейшая судьба династии Б. оказалась связанной с Венгрией. Наследовавший в 1459 г. титул деспота Вук (ок. 1438-1485), внебрачный сын Григория, в 1464 г. получил в Венгрии в пожизненное владение от кор. Матьяша область в Среме с городами Купиново, Ириг и Сланкамен. В то же время в Срем переселилось более 50 тыс. сербов. Вук участвовал во мн. походах Матьяша против турок, а также против чеш. кор. Владислава Ягеллона и имп. Фридриха III Габсбурга. В награду он получил во владение г. Бела-Стена. В народной поэзии он известен как Вук Огненный Змей (Змай). Он вступил в брак с Варварой Франкопан († ок. 1508), дочерью крупного далматинского феодала Сигизмунда Франкопана. Им была возведена ц. свт. Николая в Сланкамене.

Золотая вислая печать Ангелины, Георгия и Иоанна Бранковичей. Аверс: изображение деспотицы Ангелины с сыновьямиЗолотая вислая печать Ангелины, Георгия и Иоанна Бранковичей. Аверс: изображение деспотицы Ангелины с сыновьямиЗолотая вислая печать Ангелины, Георгия и Иоанна Бранковичей. Реверс: вмч. Георгий, поражающий дракона. Кон. XV в.Золотая вислая печать Ангелины, Георгия и Иоанна Бранковичей. Реверс: вмч. Георгий, поражающий дракона. Кон. XV в.

Стефан Слепой, изгнанный из Сербии в 1459 г., уехал в Буду, а затем в Албанию, где в 1460 г. женился на Ангелине († 1520), дочери албан. кн. Георгия Арианита Комнина, правителя Эльбасана. Оттуда он переехал в Сев. Италию и вместе с сестрой Екатериной купил (ок. 1465) замок во Фриуле (около г. Удине), названный Белградом, где прожил в нужде 10 лет до самой смерти, не участвуя в политической жизни. Он имел 2 сыновей Георгия (Джордже) (1461-1516), Иоанна (1462-1502) и дочь Марию (ок. 1465-1495). После смерти мужа Ангелина обратилась за покровительством к имп. Фридриху III Габсбургу и получила от него замок Вайтерсфельд в Каринтии. При посредничестве императора в 1485 г. был заключен брак ее дочери Марии с монферратским маркизом Бонифацием V.

В 1485 г. после смерти Вука Огненного Змея венг. кор. Матьяш Хуньяди пожаловал его владения и титул деспота Георгию Стефановичу. Вдова и сыновья Стефана Слепого переехали в Венгрию, взяв с собой его нетленные мощи, к-рые были положены в основанном ими мон-ре ап. Луки в Купинове, где прославились чудотворениями. В 1487 г. Матьяш выдал за Георгия Изабеллу, родственницу своей жены Беатрисы Неаполитанской. Ок. 1498 г. Георгий принял монашество с именем Максим в основанном им мон-ре в Купинове. Во иеродиакона и иеромонаха он был рукоположен Софийским митр. Калевитом. Деспотом стал его брат Иоанн, к-рый во время турецко-венг. войны 1501-1503 гг. вторгся с войском в Сербию и Боснию и нанес туркам большой урон. Он был женат на Елене Якшич († после 1529), дочери серб. воеводы Стефана Якшича. Через 3 года после смерти он стал почитаться как святой. Иоанн был ктитором мон-ря Дивоша, вместе с братом Максимом он восстановил мон-ри Привину-Главу, Шишатовацкий и Фенекский. Ангелина и ее сыновья покровительствовали афонским мон-рям св. Павла, Хиландарскому и Эсфигменскому (грамоты 1495, 1498 и 1499). Ок. 1499 г. она приняла монашеский постриг.

После смерти деспота Иоанна Ангелина и Максим переехали в Валахию, где их принял воевода Раду IV Великий. Там ок. 1505-1507 гг. он был хиротонисан во митрополита Унгро-Влахийского изгнанным св. К-польским Патриархом Нифоном II. Неоднократно Максим выступал как миротворец, ему удалось примирить Раду IV с молдав. господарем Богданом III Слепым и Михню I Злого с чешско-венг. кор. Владиславом Ягеллоном. В Тырговиште по инициативе Максима было предпринято издание богослужебных книг первопечатником Макарием. После смерти Раду Максим с матерью вернулись в Срем. В 1508 г. Максим был поставлен митрополитом Белградским и Сремским. В 1512 г. они воздвигли мон-рь Крушедол на Фрушка-Горе с помощью вел. кн. Московского Василия III Иоанновича и валашского воеводы Нягое Басараба, женатого на Деспине Милице († 1554), дочери деспота Иоанна Бранковича. В Крушедоле, ставшем резиденцией Максима, были положены мощи деспотов Стефана и Иоанна, а впосл.- Максима и прп. Ангелины, проведшей последние годы жизни в Сретенском мон-ре недалеко от Крушедола.

Когда в 1523 г. была открыта гробница митр. Максима, то его тело было обнаружено нетленным и мироточивым. С этого времени началось почитание Максима как святого. В XVI в. в Крушедоле были созданы агиографические и гимнографические произведения, посвященные святым из рода Б. в отдельности, а также общая служба последним Б. Их мощи находились в Крушедоле до 1716 г., когда мон-рь был сожжен турками. В пепле были найдены левая рука Максима и правая ступня Стефана Слепого, к-рые сейчас находятся в ризнице мон-ря. Сведения о Стефане Бранковиче, его жене и потомках содержит помимо их житий т. н. Родослов сремских Бранковичей (см. в ст. Родословы сербские), составленный в кон. XV в., и житие Георгия Нового Софийского (или Кратовца), написанное Пейо попом ок. 1515-1523 гг. Общая память блаженных деспотов Стефана и Иоанна и деспотицы Ангелины отмечается 10 дек., кроме того, память Стефана Слепого празднуется 9 окт., прп. Ангелины - 1 и 30 июля, а свт. Максима - 18 янв.

Помимо канонизированных последних Б. на Афоне местно почитались и др. члены династии, и их имена были внесены в церковные календари. Напр., хиландарский список Иерусалимского Типикона 1656 г. (№ 376) упоминает в месяцеслове «благоверного и христолюбивого» Вука Бранковича (6 окт.) и его брата мон. Герасима Бранковича (3 дек.), его сыновей Лазаря Вуковича (12 июля) и Григория-Герасима (13 марта), а также мон. Германа, сына деспота Георгия (17 окт.) (Богдановић. С. 148).

Ист.: Стоjановић Љ. Стари српски хрисовуљи, акти, биографиjе, летописи, споменици, поменици, записи // ССКА. 1890. Т. 3. С. 90-92; он же. Записи. Књ. 1. С. 50, 84; Actes d'Esphigmeenou // ВВ. 1906. Т. 12. С. 44-46; Actes de Chilandar // Там же. 1912. Т. 19. С. 528-529, 534-535, 546-547, 550-553, 566-568; Синдик Д. Српске повеље у светогорском манастиру Св. Павла // Мешовита грађа. Београд, 1978. Књ. 6. С. 181-205; Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978; Ивић П., Ћирковић С., Ђурић В. Есфигменска повеља деспота Ђурђа. Београд, 1989.
Лит.: Голубинский. Очерк ПЦ. С. 441-442, 496; Новаковић С. Последњи Бранковићи у историjи и народном певању: 1456-1502 // ЛетМС. 1886. Књ. 146. Св. 2. С. 1-47; Књ. 147. Св. 3. С. 1-32; Књ. 148. Св. 4. С. 1-70; он же. Деспот Ђурађ Бранковић и оправка Цариградского града 1448 г. // ГСАН. 1890. Књ. 22. С. 1-12; Ивић А. Историjа Срба у Угарскоj. Загреб, 1914; Радоjичић Ђ. Сп. Хагиолошки прилози о последњим Бранковићима // ГлИДНС. 1939. Књ. 12. Св. 3-4. С. 285-312; он же. Из старе српске подунавске књижевности и писмености // ГФФНС. 1958. Књ. 3. С. 159-170; он же. Творци и дела старе српске књижевности. Титоград, 1963. С. 287-294, 389-391; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 133-139, 146-155, 242-243, 250; Ферjанчић Б. Севастократори и кесари у српском царству // ЗбФФУ. 1970. Књ. 11, бр. 1. С. 260-261, 263; Ћирковић С. О деспоту Вуку Гргуревићу // ЗЛУ. 1970. Т. 6. С. 283-290; Милошевић Д. Срби светитељи у старом српском сликарству // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 225-227; Трифуновић Ђ. Белешке о делима у Србљаку // Там же. С. 324-341; Павловић Н. Деспот Ђурађ Бранковић и њего доба. Суботица; Београд. 1973; Динић-Кнежевић Д. Сремски Бранковићи // Истраживања Ин-та за изучавање историjе Воjводине. Нови Сад, 1975. Т. 4. С. 5-47; Божић И. О улози Вука Бранковића // ЛетМС. 1975. Књ. 415, св. 5. С. 475-482; он же. Белешке о Бранковићима: 1460-1480 // ЗбФФУ. 1976. Књ. 13, бр. 1. С. 103-122; Ћук Р. Царица Мара // ИЧ. 1978. Књ. 25. С. 53-97; Бошков В. Мара Бранкович у турским документима из Свете Горе // Хиландарски зб. Београд, 1983. Књ. 5. С. 189-214; Суботић Г. Обнова манастира Св. Павла у XIV в. // ЗРВИ. 1983. Т. 22. С. 207-258; Спасић Д., Палавестра А., Мрђеновић Д. Родословне таблице и грбови српских династиjа и властеле. Београд, 19912. С. 121-137; Кораћ Д. Св. Гора под српском влашћу. Београд, 1992; Суботин-Голубовић Т. Смедеревска служба преносу мошти светог апостола Луке // Српска књижевност у доба деспотовине. Деспотовац, 1998. (Дани српскога духовног преображења; Т. 5); Фотић А. Св. Гора и Хиландар у Османском царству (XV-XVII в.). Београд, 2000. С. 184-186; Fotic A. Despina Mara Brancović and Chilandar: Between the Desired and the Possible // Осам векова Хиландара: историjа, духовни живот, књижевност, уметност и архитектура. Београд, 2000. С. 93-100; Джурич В. Византийские фрески: Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 217-218, 307-310.
А. А. Турилов, О. В. Лосева
Рубрики
Ключевые слова
См.также