ВЕЛЮСА
Том VII , С. 541-542
опубликовано: 22 ноября 2009г.

ВЕЛЮСА

[македон. Велjуса, Пресвета Богородица Елеуса], мон-рь в честь Божией Матери Елеусы (Милостивой), жен., действующий; расположен в 9 км к северо-западу от г. Струмица в с. Велюса (Республика Македония). Основан в 1080 г. и причислен к ставропигиальным мон-рям Струмицким еп. Мануилом, прежде подвизавшимся в мон-ре св. Авксентия около Халкидона (Вифиния). Об этом свидетельствуют 2 греч. надписи на мраморных плитах, находившихся над дверями, ведущими в нартекс (во время первой мировой войны они были увезены в Болгарию и хранятся в Археологическом музее в Софии; в наст. время заменены копиями). Между 1085 и 1106 гг. еп. Мануил составил ктиторский типик (предусматривавший общежительное устройство мон-ря) и наделил В. поместьями, иконами, книгами. Для постройки церкви он пригласил мастеров из К-поля или Халкидона. Храм представляет собой тетраконх с куполом на высоком 8-угольном барабане, с юж. стороны пристроен придел во имя Спаса, увенчанный куполом, с зап.- нартекс с куполом. Кладка комбинирует камень и плинфу. Храм был украшен мозаичным полом и резным мраморным иконостасом.

Спас Эммануил. Роспись купола юж. придела собора в Велюсе XII в.Спас Эммануил. Роспись купола юж. придела собора в Велюсе XII в.

Роспись храма, выполненная вскоре после 1080 г., сохранилась фрагментарно: изображения Богоматери с Младенцем на престоле в конхе алтаря, «Сошествие во ад» в сев. конхе, «Сретение» - в зап. Уникальны по своей иконографии росписи апсиды и купола. «Служба святых отцов» в апсиде отражает начальный этап формирования данной композиции в алтарях визант. церквей: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст изображены обращенными к Престолу уготованному (этимасии), а Григорий Богослов и Афанасий Великий - стоящими фронтально. В скуфье купола - Христос Пантократор, в барабане - Богоматерь Оранта, св. Иоанн Предтеча, 2 ангела в царских одеяниях и 4 пророка, т. о., в этой иконографии объединены темы Деисуса и пророков. Появление в барабане наоса фигур пророков - предзнаменование нового типа декорации куполов в Византии, к-рый впосл. станет господствующим.

В юж. приделе, в куполе, помещены изображения Спаса Эммануила, в апсиде - 2 архангелов, поддерживающих огромный медальон с образом восседающего на радуге Христа. В проходе из придела в храм изображены неизвестный епископ (в нише), свт. Нифонт, еп. Констанции Кипрской, и вмч. Пантелеимон. Композиция в апсиде придела связана с темой Собора архангелов или темой Теофании (Боговидения), Г. Бабич трактует ее как Видение Христа во славе. В. Джурич считает, что эти росписи выполнены одновременно с фресками наоса, и приписывает их столичным мастерам, а П. Милькович-Пепек относит их к 1164-1170 гг. и связывает с кругом художников, работавших в Нерези. По мнению Джурича, мастера, расписавшие В., придерживались идеалов «монашеского» направления в искусстве той эпохи.

Собор во имя Богородицы Елеусы в Велюсе. XI, XIV вв.Собор во имя Богородицы Елеусы в Велюсе. XI, XIV вв.

Мон-рь находился под особым покровительством императора (грамота 1085 г.). В 1106 г. В. посетил имп. Алексей I Комнин и щедро одарил обитель. В грамоте имп. Мануила I (1152) перечислены земельные владения В. в Македонии. В 1164 г. были написаны иконы для храма, в описи того года упомянуты 35 икон (главная - Богоматерь с Младенцем), 67 рукописных книг, 17 царских грамот, архивные книги, церковные облачения и др. Болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) передал В. в качестве подворья афонскому Иверскому мон-рю, в архивах к-рого сохранились сведения об истории В. (грамоты, акты, типик, описи имущества). Статус подворья был закреплен К-польским Патриархом Мануилом II (1250) и подтвержден грамотой серб. царя Стефана IV Душана (1346). Экзонартекс с юж. галереей пристроены во 2-й пол. XIV в., тогда же, вероятно, были созданы фрески экзонартекса, а также сев. и зап. стен галереи («Св. Онуфрий»).

К XIX в. относится расцвет монашеской жизни в В. В 1913 г., во время первой Балканской войны, мон-рь был разорен и оставлен иверскими монахами. Однако он продолжал действовать до второй мировой войны. В 1958 г. была произведена расчистка фресок, в 1966 и 1970 гг.- консервация архитектуры и живописи. В наст. время принадлежит Злетовско-Струмицкой епархии Сербской Православной Церкви, но фактически входит в состав Струмицкой митрополии Православной Церкви в Республике Македония. В 1995 г. здесь была создана монашеская община, в 1996 г. братия из В. переместилась в близлежащий мон-рь св. Леонтия в Водоча, а обитель заселена монахинями македон., румын., хорват., рус. и серб. происхождения. В мон-ре действует общежительный устав, монахини занимаются иконописью, производством молочных продуктов. В. славится визант. церковным пением; здесь находится издательский центр, к-рый публикует переводы с греч. языка как св. отцов, так и иерархов и афонских старцев ХХ в. (напр., Иоанна (Зизиуласа), митр. Пергамского, архим. Софрония, старцев Иосифа и Паисия Святогорца). Издаются произведения совр. церковных деятелей (Наум, митр. Струмицкий. «Слово од Елеуса» и «Слово од Водоча») и оказывается помощь в выпуске религ. ж. «Премин».

Престольный праздник - Введение Пресв. Богородицы (21 нояб.). В наст. время в мон-ре 14 монахинь, игумения - Сарра.

Лит.: Petit L. Le monastère de Notre-Dame de Pitié en Macédoine // ИРАИК. 1900. Т. 6. С. 1-153; Laurent V. Recherches sur l'histoire et la cartulaire de Notre-Dame de Pitié à Stroumitza // EO. 1934. N 33. P. 5-27; Jовановић М. О Водочи и Вељуси после конзерваторских радова // Зб. на Штипскиот нар. музеj. Штип, 1959. Т. 1. С. 131-135; Djurić V. J. Fresques du monastère de Veljusa // Akten des XI Intern. Byzant. Kongresses, 1958. Münch., 1960. S. 113-121; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19702. С. 176; Миљковиќ-Пепек П. Велjуса. Скопjе, 1981; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 100-101; Корнаков Д. Македонски манастири. Скопjе, 1996. С. 180-186; Джурич В. Визант. фрески: cредневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 31-33, 331-332; Опись имущества к уставу мон-ря Елеусы (Милостивой) в Велюсе близ Струмицы // Бельтинг Х. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 581-582.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также