[нем. Wrede] Вильям (10.05.1859, Бюккен, близ Нинбурга (ныне земля Н. Саксония) - 23.11.1906, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), нем. протестант. библеист либерального направления. Род. в семье лютеран. пастора, богословское образование получил в Лейпцигском (1877-1879) и Гёттингенском (1879-1881) ун-тах, где среди его учителей были А. фон Гарнак и А. Ричль. После защиты докт. диссертации о Клименте, еп. Римском (1891), был профессором НЗ в ун-те г. Бреслау (1892-1906). В. считается одним из основателей т. н. школы истории религии.
В работе о задачах и методе богословия НЗ (1897) В. выступает против доминировавшего в его время литературно-критического подхода и прежде всего за привлечение к анализу первохрист. текстов др. источников по религии, истории Вост. Средиземноморья этого периода. Библейское богословие НЗ, по В., должно стать «историей первохристианской религии и богословия», учитывающей социальный и политический контекст существования первохрист. религии, и не должно быть связано задачей систематического синтеза результатов историко-критического исследования и изложения их по традиц. разделам христ. догматики.
Работа В. «Мессианская тайна в Евангелиях» (1901) подвела черту под целым этапом истории критических реконструкций т. н. жизни исторического Иисуса. До В. среди библеистов доминировала т. зр., согласно к-рой самое раннее Евангелие от Марка представляет исторически достоверную картину земного служения Иисуса Христа и постепенного раскрытия Его мессианского самосознания. В. утверждает, что те места, где Иисус повелевает хранить тайну - нечистым духам, к-рые единственные узнают в Иисусе Мессию уже в начале Его служения, свидетелям чудесных исцелений больных (Мк 1. 25, 34; 3. 12),- а также само объяснение ученикам, не понимающим учения в притчах о Царстве Божием (Мк 4), являются лишь лит. приемом евангелиста и не имеют отношения к истории. Замысел евангелиста, по В., состоит в том, чтобы показать, что никто, кроме самого близкого круга учеников Иисуса, не узнал о его мессианстве в течение всей его жизни и что оно было раскрыто только после воскресения. Вывод В., т. о., лишал к.-л. исторического фундамента различные критические реконструкции «жизни исторического Иисуса», т. к. и самое раннее Евангелие отражало лишь послепасхальную христологию, к-рая была создана более ранней традицией (Messiasgeheimnis. S. 145) с целью, как полагал В., примирения немессианского сознания Иисуса и веры христ. общины в воскресшего Мессию (Ibid. S. 227).
В последующих исследованиях Евангелия от Марка были отвергнуты или изменены как вывод В. о немессианской жизни Иисуса, так и его допущение домарковского возникновения «мессианской тайны». С помощью метода анализа редакций (нем. Redaktionsgeschichte, см. ст. Библеистика) был сделан вывод о том, что основные элементы мотива мессианской тайны и собственно богословская интенция восходят к евангелисту Марку (ср.: Gnilka J. Das Evangelium nach Markus. Neukirchen-Vluyn, 19944. Bd. 1. S. 167-170).
В работе об ап. Павле (1904) В. пытается показать существенное различие между ап. Павлом и Иисусом Христом. Если Иисус выступает с проповедью на всем понятном языке и предлагает людям этическое учение, то апостол, по В., выражает свое учение об искуплении всего мира в метафизических понятиях и терминах. В ап. Павле В. видит «второго основателя христианства» и первого христ. богослова, при этом учение апостола об оправдании верой - это реакция ап. Павла на конфликт с иудаизмом, а не основная тема его богословия.