Гайома́рт [пехл. gayo mart ; авест. gaya martan - жизнь человеческая, жизнь смертная], в зороастр. мифологии - первый человек, первый смертный, родоначальник человечества; на фарси его называют Каюмарс, в манихействе - Гехмурд.
Образ Г. восходит к эпохе индо-иран. общности, ведийское соответствие - Марттанда (букв.- мертворожденный), отождествляемый с Вивасватом (авест. Вивахвант). В Авесте (Яшт 13. 87) говорится: «Мы чтим фраваши Гайа Мартана праведного, который первым услышал думы и заповеди Ахура-Мазды, и из которого [он, Ахура-Мазда] произвел семью арийских народов. Мы чтим и судьбу, и фраваши Заратуштры Спитамы артовского» (Авеста в русских переводах. С. 340). В среднеперсид. традиции, согласно Бундахишну, Г. был создан Ормаздом первым из людей и пребывал в мире первые 3 тыс. лет мирового цикла. Ахриман пытался убить Г., но Ормазд наслал на Г. сон в виде 15-летнего юноши. Когда Г. проснулся, он увидел мир «темным, как ночь» (Бундахишн. 28). В следующий раз Ахриман пытался убить Г., прибегнув к помощи Аствихада и 1 тыс. дэвов. Но Г. прожил еще 30 лет (Бундахишн. 29). Умирая, он испустил семя, из к-рого произошла первая человеческая пара Машйа и Машйане (Бундахишн. 98). Смерть Г. рассматривается как зло и как жертвоприношение во имя появления людей на земле. Г. сказал: «[Теперь], когда пришел Враг, все люди будут из моего семени, и [то] будет хорошо, если они будут совершать добрые дела и благодеяния» (Бундахишн. 29). После смерти Г. оказался по левую руку от Ормазда (Бундахишн. 30). По «Арда Вираз намаг», его бессмертная душа пребывает в раю (Пехлевийская Божественная комедия. С. 104). Когда наступит Воскрешение, первым будет воскрешен Г., и ему будет отдана «половина солнечного света», а затем будут воскрешены Машйа и Машйане и остальные люди (Бундахишн. 66).