Александр Константинович (29.07.1865, С.-Петербург - 21.03.1936, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа), рус. композитор, дирижер и педагог. Из семьи крупнейших книгоиздателей и книготорговцев Глазуновых (фирма основана в 1782, к 1903 выпустила ок. 900 изданий, в т. ч. исторических, педагогических, научных трудов).
Занимаясь с детства музыкой, Г. не обучался ни в каком специальном учебном заведении; «консерваторией» стали для него частные уроки Н. А. Римского-Корсакова. Феноменальные способности Г. позволили ему успешно дебютировать с масштабным сочинением - Первой симфонией - уже в 16 лет; неск. годами позже, при содействии муз. мецената купца М. П. Беляева, Г. начал выступать как дирижер не только в С.-Петербурге, но и за границей. С 1899 г. профессор С.-Петербургской консерватории, после 1905 г. и до отъезда за рубеж в 1928 г. ее первый выборный ректор.
Основные жанры творчества Г.- инструментальные, прежде всего симфонические (8 симфоний, сюиты, увертюры, поэмы, фантазии и проч.); Г. также автор 3 балетов («Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года»): они с успехом ставились в имп. театрах, но по сути тоже имеют самостоятельную симфоническую форму. Обладая уникальной муз. памятью, Г. вместе с Римским-Корсаковым завершил после смерти А. П. Бородина оставшуюся незаконченной оперу «Князь Игорь» (3-е действие), записал на слух ее увертюру, а также и 1-ю часть незавершенной Третьей симфонии Бородина. О степени общественного признания искусства Г. в России свидетельствует тот факт, что именно ему была заказана Коронационная кантата на восшествие на престол имп. Николая II (1895; кантату к коронации имп. Александра III сочинил П. И. Чайковский); Г. создал также кантатные произведения к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, к открытию 1-й Государственной думы, к 50-летию С.-Петербургской консерватории и проч.
Творчество Глазунова сначала развивалось в русле т. н. петербургской школы («Могучая кучка» и ее продолжение - Беляевский кружок); в ранних произведениях Г. очень близок своим наставникам - М. А. Балакиреву, Римскому-Корсакову и особенно Бородину, с к-рым его сближали тяготение к эпическим, монументальным рус. образам, к уравновешенной стройной форме. В дальнейшем муз. стиль Глазунова неск. изменился под воздействием искусства Чайковского, оперного творчества Р. Вагнера и программного симфонизма Ф. Листа. В целом же музыка Г. (почти все основные его произведения созданы до 1905-1906) являет собой, с одной стороны, вершину поздней рус. классики (в т. ч. по исключительному техническому мастерству), с др.- в наибольшей мере воплощает дух той особой эпохи, к-рую образует царствование Александра III.
Воспитанный в приверженной традициям рус. семье, человек религ., Г. не обращался к церковнопевч. жанрам до последних лет жизни, хотя в нек-рых темах его симфонических произведений можно услышать отголоски правосл. песнопений. Только в 1935 г., находясь в Париже, Г. сделал по просьбе хора Сергиевского подворья переложения светильна Пасхи «Плотию уснув» 3-го гласа греч. распева и стихир Пасхи знаменных (вероятно, эти произведения являются последней работой композитора). Тогда же они были опубликованы в «Сборнике церковных песнопений» (изд. Православного Богословского ин-та в Париже) под редакцией Н. Н. Черепнина (в сборник вошли переложения Черепнина, А. Т. Гречанинова, Балакирева и П. Г. Чеснокова). Переложения Г. многократно исполнялись хором подворья под упр. регента И. К. Денисова в концертных программах в храмах правосл. и иных христ. конфессий во время поездок хора по разным странам Европы с целью сбора средств для Богословского ин-та. По отзыву участника поездок Л. А. Зандера, оба хора Г. имели очень большой успех у слушателей; в частности, стихиры Пасхи он характеризует как «подлинный синтез церковной традиции и личного музыкального творчества» (Песнь Господня. П., 1981. С. 38-39). До последних лет эти переложения входили в репертуар, в т. ч. богослужебный, церковных хоров русского зарубежья. Работы Г. отличаются безупречным полифоническим стилем (в характере ранней западноевроп. полифонии), в них точно выдержаны форма и ритм распевов, а также чистая диатоника.
Еще одно обращение Г. к религ. теме связано со светским жанром музыки к драматическому спектаклю. По просьбе известного поэта вел. кн. Константина Константиновича (К. Р.) Г. в 1913 г. написал музыку к его духовной драме «Царь Иудейский» (для «домашнего представления» на сцене Эрмитажного театра в основном силами офицеров-любителей, с вел. князем в роли Иосифа Аримафейского и с участием придворного оркестра под упр. Г. И. Варлиха). Поскольку было ясно, что драма, в к-рой действие происходит в Иерусалиме и по указанию автора «обнимает неделю от торжественного входа в этот город Христа Спасителя до дня Воскресения Христова», не может быть представлена на открытой для публики сцене, то композитор сразу писал музыку как симфоническую поэму с участием хора для концертного исполнения. Главные фигуры в тексте драмы не появляются на сцене, и евангельские события показаны через их переживания разными персонажами, как историческими, так и вымышленными, а музыка Г. обращена собственно к событиям Свящ. истории. Она состоит из 10 частей, в числе к-рых 3 с хором: 1-я часть - «Осанна», 2-я часть - «Песнь учеников Иисусовых» (хор a cappella) и финал - «Песнь псалмопевцев» («Хвалите Господа с небес»). Кульминацией поэмы являются большие симфонические 6-я и 7-я части: «Суд над Христом» и «Шествие на Голгофу».
Хотя в музыке «Царя Иудейского» нет никаких цитат из правосл. певч. обихода, а хоры учеников и псалмопевцев написаны в соответствии с неким обобщенным представлением о раннехрист. пении (так же как, напр., в опере «Сервилия» Римского-Корсакова, где действие происходит в Риме в I в. по Р. Х.), тем не менее поэма в целом отражает глубокое личное религ. переживание, для к-рого Г. одним из первых в рус. музыке,- почти одновременно с С. И. Танеевым, работавшим над духовной кантатой «По прочтении псалма» (1915),- сумел найти убедительную художественную форму.
В 1972 г. прах Г. перенесен в С.-Петербург.